Священник отвечает на ваши вопросы

На главную страницу

Но кто же тогда создавал церковное вероучение, развивал богословское знание, если не такие же простые люди, церковный народ, носитель христианской веры?

Такие же, да не совсем такие... Вот что пишет о "простых людях" один из тех, кто реально развивал богословское знание в IV столетии, свт. Григорий Нисский ("Слово о Божестве Сына и Духа"):

"Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь их, сколько нужно заплатить, а они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают: 'Отец больше Сына'. Справишься: готова ли баня? Говорят: 'Сын произошел из ничего'".

А вот его современник, свт. Григорий Назианзин, он же Григорий Богослов ("Слово 27: против евномиан и о богословии первое или предварительное"):

"Философствовать о Боге можно не всякому, – да! не всякому. – Это приобретается не дешево… О чем же должно философствовать, и в какой мере? – О том, что доступно для нас, и в такой мере, до какой простираются состояние и способность разумения в слушателе…"

При этом заметим три обстоятельства, которые в известной мере оправдывают "простых людей" того времени в их попытках "философствовать о Боге" по сравнению с нынешним днем:
- в то время налицо была острая необходимость преодоления арианской ереси и последующих разногласий, сотрясавших Церковь на протяжннии более чем полувека;
- не был еще создан богословский аппарат христианства, доступный сегодня любому грамотному человеку;
- язык Св. Писания Нового Завета, святоотеческого духовного наследия и тогдашних богословских и философских дискуссий был для них родным и общепонятным.


На главную страницу Вопросов и Ответов СвященникОтвечает.рф