Мне сказали, что для православного воспитания детей требуются телесные наказания, частая порка ремнем... Правильно ли это?
"Бить или не бить? - вот в чем вопрос..." Ответ, к счастью, очень простой и короткий: не бить. Не бить даже тех, кто дал вам такой вздорный совет, хотя они-то как раз этого и заслуживают.
Некоторых, вероятно, вводят в заблуждение ссылки на телесные наказания в Ветхом Завете и даже в наших дореволюционных наставлениях по воспитанию детей, которые сегодня по чьему-то неразумию или недосмотру переиздаются в изрядных количествах. Дело в том, что в воспитании ребенка (да и взрослого тоже) колоссальная роль принадлежит внешней среде - а мы ее очень часто не принимаем в расчет. Не потому мы отвергаем телесные наказания, что мы такие хорошие, а потому, что окружающая нас жизнь сильно испортилась.
Нормальная жизнь создает максимум условий для общности людей, для сплочения семьи, для укрепления любви, уважения, доверия в людях. Поэтому конфликт, вызванный телесным наказанием, в нормальных условиях ликвидировался сам собою, быстро и безболезненно, и урок шел впрок. Сегодня же внешняя среда крайне далека от нормы; все силы ада направлены на отторжение людей друг от друга, на разрушение семьи, развитие ненависти, злобы, недоверия... В таких условиях детские обиды неизбежно превращаются в душевные травмы, влекут за собой болезни, преступления, гибель.
Вам поможет простая аналогия. Если сталь разогрета в кузнечном горне, то ударами молота ей придают прочность и форму. Если же ее охладить и ударить тем же молотом, сталь треснет, и вы испортите изготовленный инструмент. - Учтите, что мы с вами сегодня живем в холодном мире.
Для младшего возраста, однако, бывают исключения. Если двух-трехлетний ребенок, не вполне еще способный понять ваших слов, в игре увлечется чем-то опасным для жизни и здоровья (лезвием бритвы, газовой плитой, электрической розеткой), следует его отшлепать: помимо физической боли, нет другого способа предохранить его от беды. Но делать это надо без раздражения и злобы.