У меня вопрос касательно слов святого преподобного Антония Великого. Он пишет: "...Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих". Но если радость - это страсть, т.е. греховна, то почему святой Апостол Павел ставит ее среди даров Святого Духа: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение..."
Колоссальное количество заблуждений, иногда прямое битьё лбом в стену, связано с вопросом "Что такое страсть?"
Сложность его в том, что словом "страсть" в русских переводах христианских источников передается греческое слово πάθος, которое, начиная с глубокой древности и кончая средневековьем, имело множество различных значений и вариаций смысла. И оригинальные русские авторы в своих трудах и проповедях тоже употребляли (и употребляют!) его во всевозможных смыслах, нимало не заботясь о том винегрете, который возникает в головах читателей / слушателей / зрителей.
Начать приходится с того, что в одних случаях "страсть" относится к эмоциональной сфере человека, в других - к волевой, нередко к той и другой вместе, а иной раз и вовсе без различия между той и другой. Уже одного этого достаточно, чтобы увидеть масштаб проблемы... В приведенных Вами цитатах и прп. Антоний, и ап. Павел, бесспорно говорят об эмоциональной сфере личности. Чаще, однако, и более актуально, употребляется это слово применительно к человеческой воле.
Если лишить меня воздуха, через несколько минут я задохнусь и умру - и это не зависит от моего отношения к кислороду, от моих желаний и предпочтений, от направления моей воли. Если лишить меня сна, то через несколько суток я сойду с ума - и это не зависит от моего отношения к сну, от моих желаний и предпочтений, от направления моей воли. Моя воля подчинена потребности в кислороде и сне: это значит (в точном смысле), что мною владеет страсть ко сну и кислороду.
Но я ничуть этим фактом не огорчен, поскольку это неукоризненные, т.е. безгрешные страсти. Они были присущи и Самому Спасителю во дни Его земной жизни. Таких неукоризненных страстей довольно много... Но проблема в том, что в силу испорченности человеческой природы они могут искажаться, принимать форму греховных страстей: потребность в еде становится обжорством, а там и чревоугодием, самосохранение - либо трусостью, либо агрессией и т.п. Отсюда и распространенное употребление слова "страсть" в строго отрицательном смысле, как порабощение воли человека грехом, и представление задачи христианской жизни в виде "оосвобождения от страстей".
См. об этом также "Страсть к жене?" в разделе "Мужчина и женщина".