Работодатель оплачивает проезд в транспорте по факту сдачи проездного билета в начале следующего месяца. Работник ездит в маршрутке, где билетов не выдают, и сдает в бухгалтерию чужой проездной. Я говорю, что это грех, обман, а он отвечает: «Кого и чем я обманываю»?
Этот вопрос при своей видимой малозначительности открывает нам нечто очень существенное в православном нравственном строе, нравственной философии и богословии.
Как замечено выше, православию казуистика чужда. Но вот перед нами живой, практический "казус", однозначного ответа на который получить не удается... Как ни поступи, будут и законные оправдания, и основания для обвинений, поэтому следует отдать решение личной совести каждого: говоря языком церковных канонов, люди "сами себе должны быть довлеющими (т.е. достаточными, авторитетными) судьями" (Дион. 3). Столь мелкое дело, как оплата за проезд, служит нам уроком, практикой самостоятельного принятия решений - и ответственности за них перед Богом и людьми...
Православная мысль, однако, не может на этом остановиться. Откуда такая неопределенность? Откуда наша неспособность провести границу между добром и злом даже в столь тривиальном случае? - Тут-то и осознает человек принципиальное несовершенство своей природы и всего земного жизненного строя, которое берет начало в прародительском повреждении Адама и Евы, в их злоупотреблении плодами дерева познания добра и зла... И вспоминает свою задачу преодоления этого несовершенства вслед за Христом Спасителем.
Скажете: ну какая может быть связь между бухгалтерскими тонкостями и богословием вечного спасения?? Что ж, на поверхности она не лежит, но непременно должна быть, через многообразные связи личной, гражданской и хозяйственной жизни людей: ищите и найдете. У нас в городе, например, по желанию пассажира в маршрутках выдают билеты...