Нужно ли молиться за Ленина и Сталина? Ведь Господь заповедал нам молиться за врагов...
Если речь идет про общецерковную молитву, то, учитывая факты истории, думаю, все согласятся: она неуместна. Что же касается вашей личной молитвы, то вопрос гораздо сложнее и глубже.
Нередко верующие задают вопрос: можно ли молиться за грешников, за преступников, злодеев? И называют имена – Ленина, Сталина, Гитлера, иной раз даже Иуды Искариота. Дескать, если хоть кто-то о них будет молиться, им станет легче в загробном мире, и мы тем самым сделаем доброе дело… В таких рассуждениях просматривается серьезное непонимание смысла молитвы и взаимоотношений Бога и человека.
Начнем с грешников. Конечно, перечисленные имена вызывают у нас негодование и омерзение. Но вспомните, кого св. Апостол Павел называет первым из грешников: самого себя (1Тим.1:15). И каждый из нас повторяет эти слова стоя перед Св. Причастием… Нет человека, который бы жил на земле и не согрешил; при этом гордость, самомнение, чувства собственной праведности и превозношения над прочими грешниками объективно относятся к самым губительным человеческим порокам.
Итак, если бы существовал запрет на «молитву за грешников», нам следовало перестать молиться о ком-либо, прежде всего о себе самих. Впрочем, глубокой ошибкой было бы думать, что Господь Бог нуждается в нашем «напоминании» о ком бы то ни было: приняв смерть на Кресте за каждого из нас, Он Сам заботится о нас более, чем мы можем себе это представить. Молитва друг о друге нужна не Богу, а нам самим. В отличие от магических формул и заклинаний, посредством которых колдуны, явные и тайные, манипулируют бесовскими силами, наша молитва – это усилие любви, направленное на ближних, где бы они ни были, в видимом или в невидимом мире, установление и поддержание связи с ними.
Молясь о человеке, мы ищем контакта с его душой, какой-то близости, какого-то единения… Пусть это и завзятый грешник – но наш родственник, знакомый или знакомый знакомого – всё равно мы находим некий повод для контакта, некую почву для общения. В этом смысл евангельского призыва молиться за наших обидчиков и гонителей (Мф.5:44, Лк.6:28).
Но спросим себя об исторических персонажах, подобных перечисленным выше: что общего у нас с ними? есть ли такой повод, такая почва?... Кто знает? – Может быть, у кого-то из нас, в силу каких-то личных свойств или семейных историй, будет реальная внутренняя причина для подобной молитвы. Но необходимо понять: без такой причины, без глубоко пережитого внутреннего мотива, «молитва об исторических злодеях» становится в лучшем случае бессмыслицей, а в худшем – смертельно опасным занятием.