Бог присуждает всем наказние за свои грехи, как справедливый судья. Как же это соотносится с Его милостью? Почему же Он нас не прощает? А если прощает, то почему наказывает? И надо ли тогда родителям прощать детей за их проступки, избавлять их от наказания?
Вся путаница - а путаница изрядная! - происходит тут от глубокой ошибки в восприятии смысла слова "наказать". Это русское (славянское) слово в Св. Писании и святоотеческих трудах обозначает не "отомстить", не "взыскать" за те или иные поступки, а вразумить, научить. Вот несколько примеров:
"Благости и наказанию и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах" (Пс.118:66)
"Премудрость же и наказание нечестивые уничижат" (Пр.1:7)
"Послушайте, дети, наказания отча" (Пр.4:1)
"Восприимете наказания послушати словес Моих" (Иер.35:13)
"Премудрые не наказаша тебе хитростию своею" (Иез.28:3)
"Наказан бысть Моисей всей премудрости египетской" (Деян.7:22)
"Наказан известно отеческому закону" (Деян.22:3)
"Всякое писание богодухновенно и полезно ко учению... к наказанию в правде" (2Тим.3:16)
Конечно, учеба, вразумление - как для детей, дома и в школе, так и для взрослых, в гораздо более серьезной учебе - нередко требует серьезных усилий, преодоления трудностей, горьких уроков... Но смысл наказания никогда не бывает формальным; это всегда содействие в том или ином деле, причем каждому своё!