К.С. Льюис

Письма из преисподней


Письмо №14

Любезный племянник,

больше всего тревожит меня в твоем последнем письме, что твой клиент не дает никаких самоуверенных обязательств, как прежде, когда в первый раз пришел к Противнику. Не видно щедрых клятв о добродетельной жизни на вечные времена; он ждет даже не пожизненной ренты в виде какой-то «благодати», а всего лишь ежедневного и ежечасного подаяния против ежедневных и ежечасных искушений. Это очень скверно[1].

На данную минуту вижу только один путь. Клиент приобрел смирение: обратил ли ты его внимание на этот факт? Любая добродетель – а в особенности смирение – опасна нам тем меньше, чем скорее человек увидит её у себя.  Подстереги момент, когда он в самом деле сойдет за нищего духом, протащи ему в сознание лестный помысел: «Ах, вот у меня смирение…» – и тотчас же появится гордость, гордость за свое смирение[2].

Если он обнаружит угрозу и попытается подавить свою свежую гордость, то пускай гордится этой попыткой, – и так далее, сколько угодно витков. Но смотри, не переусердствуй, чтобы не разбудить у него чувства юмора и меры: тогда он просто-напросто посмеётся над тобой и ляжет спать[3].

Можно, однако, и по-другому воспользоваться интересом клиента к смирению. Посредством этой добродетели, как и всякой другой, Противник стремится отвлечь человека от собственной персоны и привлечь к Себе и к ближнему. Любые подвиги самоуничижения и самоосуждения предназначены в конце концов именно для этой цели[4]; и если они её не достигают, нам они неопасны. Они нам даже выгодны, если удерживают взгляд клиента на самом себе, а лучше всего – если от самоосуждения направить его к осуждению других, сделать угрюмым, злобным и жестоким[5].

Поэтому надо скрыть от клиента, в чем смысл смирения. Пусть вместо самоотречения оно кажется ему определенной самооценкой – низкой самооценкой – своих способностей и личных качеств.  Некоторыми способностями, думается мне, он обладает; надо укрепить у него в сознании мысль, что быть смиренным – значит судить о них ниже, чем он их видит.

Конечно, они и в самом деле ниже, чем их видит клиент, – но суть дела вовсе не в этом. Суть дела в том, чтобы он стал оценивать свои суждения не по истине, а по каким-то посторонним соображениям: тем самым удается внести крупицу лицемерия и лжи прямо в сердце угрожающей нам добродетели[6].

Так мы внушили массе людей: смирение требует от красавицы убеждать себя, что она уродина, а от умного – что он дурак.  А поскольку это оказывается явным вздором, убедить себя они не могут, и тогда есть шанс замкнуть их сознание на собственной персоне, в бесконечной череде попыток достичь невозможного.

Намереваясь предупредить действия Противника, надо понять, чего Он хочет. Его цель – чтобы человек был способен создать самый лучший в мире собор, знать, что он самый лучший, и радоваться по этому поводу в точности так же, как если бы его создал кто-то другой. Его цель – освободить человека от всякого предпочтения в свою пользу[7], чтобы свои способности он воспринимал с той же искренней радостью и благодарностью к Нему, как способности ближних – или как рассвет и водопад, как цветок или птицу. Его ближайшая цель – устранить их животное себялюбие; но боюсь, что какую-то новую форму себялюбия Он в дальнейшем намерен у них восстановить: любовь и благодарность ко всему и всем, включая самих себя. Научившись по-настоящему любить ближних, как самих себя, они смогут любить себя как ближних[8].

По такой причине не забывай ни на секунду ту самую отвратительную и необъяснимую черту нашего Противника: любовь к безволосым двуногим, которых Он сотворил, и которым всегда возвращает правой рукою всё то, что забирает левой.

Итак, стратегия Противника – чтобы человек вообще перестал исследовать свою ценность: для Него лучше вообразить себя великим архитектором или писателем и забыть об этом, чем тратить усилия и время, убеждая себя в своем ничтожестве. Поэтому, когда ты станешь внушать клиенту тщеславие или ложную скромность, Противник ответит: вместо того, чтобы оценивать собственные таланты, надо совершенствовать их по мере возможности, вне всякой связи с размером своего пьедестала в Храме Славы…[9] – Добивайся любой ценой, чтобы этот сигнал не дошел до сознания клиента.

Помимо того, Противник напомнит клиенту о том, что людям вроде бы известно, но доходит до них с большим трудом: что они не сами себя сотворили, что таланты получили от Него, и что гордиться ими столь же неуместно, как цветом волос. – Но всегда и в любом случае Противник всеми средствами будет отводить клиента от таких вопросов, а твоя задача – удерживать его на них.

И даже о своих грехах Он не велит человеку рассуждать слишком много.  Когда совершится покаяние, чем скорее перевести взгляд изнутри наружу[10], тем Ему приятнее.

С наилучшими чувствами, твой дядя




[1] «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». – Лк. 14:11

[2] «Тяжело спастись от демона тщеславия. Если и прогонишь его, это снова будет началом тщеславия».  Евагрий. Главы практические к Анатолию, 20.

[3] «Тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же побежден. Как ни брось сию колючку, одно острие всегда станет вверх». – прп. Иоанн Лествичник. Слово 22.

[4] «Чем больше человек будет, забывая себя и свое, отдавать свое сердце Богу, делу и людям, тем легче будет ему становиться».  – свящ. Александр Ельчанинов. Записи.

[5] «Видал я плачущих, которые, будучи похвалены, за похвалу воспылали гневом; и как случается в торговле, променяли одну страсть на другую». прп. Иоанн Лествичник. Слово 22.

[6] «Как нельзя хвалить ничего чужого, если оно несправедливо, так и не должно унижать своего, если оно достойно уважения... Закон справедливости нарушается в обоих случаях». – Свт. Григорий Назианзин, Слово 8-е.

[7] «Ставить себя на последнем месте - значит с готовностью служить ближним. Ставить себя ниже других - значит занять самое устойчивое положение». Пастырский совет.

[8] «Люби ближнего твоего, как самого себя» – Лев.19:18; однако учения о «любви к себе» мы не находим у Отцов. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев». – 1Ин.3:16. И есть ли смысл «полагать за себя душу»?...

[9] «Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа». Сир. 4:18.

[10] См. Письмо №6, примечание 4.



В начало страницы На заглавную страницу