Любезный племянник,
разумеется, я слышал, что у двуногих наступила передышка в их европейской войне (которую они по наивности именуют Войной с большой буквы), почему и не удивляюсь передышке в страхах у твоего клиента. Что лучше: поддержать её или нарушить? Как мучительная боязнь, так и тупая самоуверенность, сами по себе нам очень годятся, – а выбор между той и другой требует решения некоторых важных вопросов.
Люди живут во времени, но Противник предназначил их для вечности. Думаю, поэтому Он требует их внимания прежде всего к двум предметам: во-первых, к самой вечности, и во-вторых, к тому моменту, который зовется у них настоящим. Ведь настоящее – это точка, в которой время сходится с вечностью[1].
В текущем моменте времени, и в нём одном, открыта людям свобода выбора и действий, подобная той, что имеет Противник во всём вечном бытии. Потому Он и направляет их непрестанно либо к вечному (то есть к Самому Себе[2]), либо к нынешнему, – иными словами, либо к мысли о вечной связи (или разрыве) с Ним, либо к нынешнему голосу совести, к нынешнему кресту, к нынешним дарам Его благодати, к благодарности за нынешнюю радость.
Таким образом, наша задача – оторвать их как от вечности, так и от настоящего. С этой целью мы, бывает, уводим клиента в прошлое, например, безутешную вдову или ученого-историка. Но толку от этого мало: имея опыт или знание прошлого, реального и вполне определенного, они опять-таки сближаются с вечностью. Куда лучше заставить их жить будущим.
Прямые материальные потребности людей сами по себе ведут их в этом направлении, так что образ будущего вызывает в них и страх, и надежду. А поскольку будущее от них скрыто, мысль о нем поневоле становится вымыслом. Короче говоря, будущее – самая призрачная, самая далекая от вечности часть времени: прошлое замерло и неподвижно, а настоящее озарено вечным светом[3].
Вот почему мы усердно проводим в жизнь такие идеи, как творческая эволюция[4], научный гуманизм[5] и коммунизм – те, что замыкают стремления людей на будущем, на призрачном. Вот почему практически все пороки укоренены в будущем. Благодарность глядит в прошлое, любовь – в настоящее; страх, жадность, похоть и спесь мечтают о будущем.
Заметь: похоть стоит в том же ряду. Когда наступает наслаждение, тогда грех уже позади: а нам-то нужен грех и ничего более. Наслаждение – это вредная промежуточная фаза; будь без него возможен грех, мы бы его вовсе устранили. Наслаждение идет от Противника, почему и является в настоящем; грех – наш вклад, предвкушение будущего.
Надо сказать впрочем, что Противник тоже ждет взгляда в будущее – но лишь в ту меру, как это требуется в настоящий момент для будущих добрых дел. Забота о подготовке завтрашних дел – это забота сегодняшняя; хоть её предмет берется из будущего, но сама по себе она, как и всякая забота, – в настоящем.
И это вовсе не формальные мелочи! Противнику не нужно, чтобы будущему отдавали сердца, чтобы держали там свое сокровище[6]: нужно это нам. Ему нужен тот, кто трудится весь день на благо грядущих поколений (если призван к такому делу), а затем снимает с души эту заботу, предает её Небу и тотчас обращается к терпению или благодарности, к реалиям настоящего. А нам нужен тот, кто одержим будущим, кто одержим видениями грядущего на землю рая или ада, – тот, кого можно склонить к измене Противнику здесь и теперь под видом содействия первому или противодействия второму, – чья вера зависит от судьбы каких-то идей в неопределенном будущем. Нам нужно, чтобы люди без совести, без радости, без доброты здесь и теперь, в своей вечной погоне за радугой, без устали жгли на алтаре грядущего любой подлинный дар нынешнего дня[7].
Итак мы видим, что при прочих равных условиях твоему клиенту предпочтительно жить страхами или надеждами об исходе войны (причем неважно, тем или другим), нежели нынешним днем. Однако же выражение «жить нынешним днем» само по себе двусмысленно: за ним может стоять такая же зависимость от будущего, как за боязнью. Клиент может отвлечься от будущего не в силу заботы о настоящем, а просто внушив себе, что всё будет в полном порядке[8]. Такой душевный покой нам благоприятен: он приведет клиента к тем большему разочарованию и расстройству, когда рассыплются его пустые надежды.
Если же, напротив, отдавая себе отчет в тех скорбях и бедах, которые могут его ждать, он молится о способности достойно встретить их[9] и живет нынешним днем, сознавая, что здесь и только здесь вся его забота, вся благодать, всё знание и вся радость, – такое положение абсолютно недопустимо и требует немедленного удара с нашей стороны. Тебе снова поможет Филологический отдел: поддразни его словечком «благодушие».
Скорее всего, однако, он живет нынешним днем всего лишь потому, что физически здоров и любит своё дело – то есть, по естественным причинам. Тем не менее, на твоем месте я бы не давал ему такой радости: ничто естественное не идет нам на пользу. Да и вообще, с чего бы это ему радоваться?
С наилучшими чувствами, – твой дядя
[1] «"Годы Твои как один день" (2Петр.3:8), и день этот наступает не ежедневно, а сегодня, ибо Твой сегодняшний день не уступает места завтрашнему и не сменяет вчерашнего. Сегодняшний день Твой – это вечность» – блж. Августин Иппонийский. Исповедь. Книга XI.
[2] «Вечным в собственном смысле называется не сама вечность, но причастное к вечности». – Псевдо-Дионисий, О Божественных именах, 10,3.
[3] «Вечность есть совершенное обладание всей полнотой бытия». – Боэций. О философском утешении, V,6.
[4] Псевдо-научная концепция Анри Бергсона (Нобелевская премия по литературе 1927 г.)
[5] Антирелигиозная идеология, популярная в XX веке на Западе (Томас и Джулиан Хаксли и др.) Эдвард Уилсон, биолог, «открывший» сходство людей с муравьями, утверждал, что научный гуманизм – единственное допустимое мировоззрение, совместимое с наукой.
[6] «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше… Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам… Довлеет дневи злоба его». – Мф.6:21-34.
[7] «...Будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей; от трепета сердца твоего... утром ты скажешь: "О, если бы пришел вечер!", а вечером скажешь: "О, если бы наступило утро!"» – Втор.28:66-67.
[8] «…Они солгали на Господа и сказали: "Нет Его, и беда не придет на нас, и мы не увидим ни меча, ни голода"…» – Иер.5:12.
[9] «Господи, даруй ми с душевным спокойствием встретить все, что принесет наступающий день… Во всех непредвиденных случаях не даждь ми забыть, что все попущено Тобою». – Молитва последних Оптинских старцев.
В начало страницы | На заглавную страницу |