К.С. Льюис

Письма из преисподней


Письмо №16

Любезный племянник,

в последнем письме ты заметил мимоходом, что твой клиент с самого своего обращения ходит всё в одну и ту же церковь, причем она ему не слишком-то нравится. Нельзя ли подробнее? Почему ты не пишешь, откуда у него такое постоянство? Учти, если дело не в безразличии, это очень опасно! Ты должен знать: когда клиента не удается избавить от привычки ходить в церковь, его надо отправить на поиски общины по своему вкусу, пока не станет признанным знатоком и ценителем.

Причины лежат на поверхности. Во-первых, под удар должна попасть сама по себе местная приходская жизнь. Ведь прихожане – это соседи, независимо от своих вкусов и предпочтений; значит, приход объединяет людей из всех сословий[1], с любыми личными особенностями, объединяет именно так, как того желает Противник. А противоположный подход превращает каждую церковь в некое подобие частного клуба, и далее, если дело идет на лад, в замкнутый кружок или секту.

Во-вторых, в поисках «своей» общины клиент становятся судьёй, в то время как Противник хочет сделать его учеником[2]. Способность суждения, которую ждет от людей в церкви Противник, в самом деле позволяет им отвергать всё ложное и ненужное, но при этом не допускает их осуждать, – то есть оценивать и разбирать недостатки, переливать из пустого в порожнее, – предоставляя им при этом безропотно и смиренно принимать всё, что может пойти на пользу[3]. (Видишь, как Он низок, как раболепно пресмыкается перед ними!)

Такая способность сообщает человеку исключительно вредное свойство: впитывать душой азбучные истины, особенно из проповедей. В любой книге или проповеди, которую воспринимают в таком духе, скрыта для нас угроза. Поэтому прошу тебя, берись за дело и без промедления отправь своего олуха по окрестным церквям: до сих пор успеха в этом ты не достиг.

В справочном отделе я выяснил кое-что о двух ближайших к нему церквях: каждая имеет свои преимущества.  Настоятель одной из них столь долго и упорно разлагал веру, угождая якобы скептической и трезвомыслящей общине, что нынче он сам изумляет прихожан своим безверием, а не наоборот. Ему удалось у многих подорвать христианские убеждения. Манера службы у него тоже превосходная: чтобы избавить прихожан от всех «трудностей», он отбросил установленный порядок чтения и пения, а теперь, сам того не замечая, снова и снова повторяет полтора-два десятка привычных псалмов и новозаветных отрывков. Можно поэтому не беспокоиться, что из Писания до них дойдет что-то доселе неведомое. – Но, вероятно, твой клиент недостаточно глуп для этой церкви. Или это дело времени?...

А в другой церкви служит священник Кол. Публика изумляется широте его суждений: сегодня он почти коммунист, а назавтра недалек от теократического фашизма; бывает, погружен в схоластику, бывает, готов проклясть рассудок как таковой; то увлечен политикой, то заявляет, что все государства на свете в равной мере «осуждены». – Нам-то, впрочем, ясно, что связывает вместе такое разнообразие: это ненависть. Он просто неспособен проповедовать, если не поразит, не оскорбит, не изумит или не унизит своих родителей и их поколение. Проповедь, которая была бы им по вкусу, на его взгляд ничем не лучше детской песенки. – Есть у него и благоприятная склонность к обману: мы подсказываем ему «Церковь учит, что…», когда он имеет в виду «Кажется, я недавно прочитал у Маритэна[4] или где-то…» – Но должен тебя предупредить о его смертельном пороке: он в самом деле верующий.  Это может всё испортить.

Однако же, у обеих этих церквей есть замечательная общая черта: партийность. Я уже писал тебе однажды: если клиента не удается вытащить из Церкви, надо хотя бы сделать его ярым сторонником какой-нибудь церковной партии. Причем речь не о догматике: чем равнодушней он в этом деле, тем лучше[5]. И чтобы сеять злобу, догматы нам не нужны.

Особенно отрадно разжечь ненависть на почве слов и выражений. Одни настаивают на «мессе», другие – на «литургии», при том, что ни та, ни другая сторона лыка не вяжет в части различий между Фомой Аквинатом[6] и Хукером[7]. И вообще, второстепенные  предметы – свечи, облачения и т.п. – всё это превосходные позиции для нападения.  

Известный вредитель по имени Павел когда-то учил людей о еде и других мелочах, что неприхотливые должны всегда уступать требовательным[8], – но мы освободили их от подобных идей. Казалось бы, нельзя не увидеть связь с сегодняшним днем. Казалось бы, «нижне-церковный» будет кланяться и креститься, чтобы немощная совесть «верхне-церковного» собрата не подтолкнула его к неблагочестию, а «верхне-церковный», напротив, не станет этого делать, дабы не соблазнить «нижне-церковного» в идолопоклонство[9]. Так бы оно и было – если бы не наши усердные труды: а иначе различие обрядов в Англиканской Церкви стало бы настоящим рассадником любви и смирения.

С наилучшими чувствами, твой дядя

 



[1] «Если кто-либо из рабов будет достоин поставления в церковную степень,… да будет произведен». – Апостольское правило 82-е.

[2] Помимо ученичества – и даже в первую очередь – Бог дарит человеку усыновление: утрата этого принципа составляет трагедию протестантизма.  Сыновняя же любовь, в отличие от учебы, имеет личное начало; поэтому найти «свою» церковную общину, в том числе и в условиях православного вероучительного единства, бывает полезно, а иной раз и необходимо.

[3]  «Оставьте точку зрения личного суда и станьте на точку зрения Божьего дела в мире... Осуждение разрушает всякое дело, создает обстановку недоверия и злобы, губит наши души». – свящ. Александр Ельчанинов. Записи.

[4] Жак Маритэн, философ-томист XX в., ученик Анри Бергсона, автор многочисленных сочинений.

[5] «Знаю, что есть как прекрасное разногласие, так и пагу6ное единомыслие». – Свт. Григорий Назианзин, Слово 6-е.

[6] Фома Аквинский, знаменитый схоласт XIV в., по имени которого называется философия томизма.

[7] Ричард Хукер, выдающийся богослов и писатель XVI в., основоположник и апологет англиканства.

[8] Рим.14, 1Кор.8-10, Кол.2 и др.

[9] «Верхне-церковная» (High-church) и «нижне-церковная» (Low-church) фракции внутри Англиканской Церкви тяготели соответственно к римо-католическому и протестантскому обряду.



В начало страницы На заглавную страницу