К.С. Льюис

Письма из преисподней


Письмо №18

Любезный племянник,

в Учебном Центре, даже при нынешнем начальстве, вам наверняка читали стандартный курс сексуальных искушений. Для нас, бесплотных духов, этот предмет хоть и необходимый, но изрядно скучный, так что я на нем останавливаться не стану. Но есть ряд общих соображений, относящихся к делу, с которыми тебя надо познакомить.

Противник требует от людей одного из двух: либо полового воздержания, либо нерушимого брака между мужем и женой.  Благодаря изначальной великой победе нашего Низменного Отца, первый вариант мы им очень затруднили[1]. Что же до второго, такой выход мы им блокируем вот уже несколько столетий кряду.

Достигаем мы этого, убеждая публику через поэтов и писателей, что единственно допустимая основа брака – это возбужденное и обычно кратковременное состояние, именуемое у них «влюбленностью»; далее, что в браке такое возбуждение может и должно сохраняться как угодно долго; и, наконец, что брак, в котором оно не сохранилось, уже ни к чему не обязывает. Такая схема – это наша карикатура на одну принципиальную идею Противника.

Адская логика опирается на формальную противоположность между одним и другим предметом, и прежде всего – между одной личностью и другой.  Всякая рука к себе гребет, чужая слеза как с гуся вода, кому кадят, тот и кланяйся, и что одному наклад, то другому прибыток. Любая вещь существует лишь постольку, поскольку не дает другим занять свое место: расширяясь, она либо вытесняет их, либо захватывает[2]. То же самое и высшие существа. У животных захватить значит сожрать; у нас – сильному вобрать в себя и поработить волю слабого. Бытие есть не что иное, как борьба за существование.

Эту очевидную истину Противник упорно стремится обойти. Он пытается достичь недостижимого: чтобы различное стало единым, чтобы чужая боль стала своей. Такая нелепость, которую Он зовет любовью, проглядывает не только во всём, что Он делает, но даже в том, Кто Он (насколько можно Ему доверять). Ему не хватает просто быть одним Собой; якобы Он один, и в то же время три Личности, – чтобы этот вздор про любовь был присущ самой Его природе[3]. А с другой стороны, в материальный мир Он вводит Свое гнусное изобретение – организмы, где элементы не соперничают, как им положено, а содействуют друг другу.

Обрати внимание, как Он использует половое размножение у людей, и поймешь, почему Он придает этому такую важность. Половой акт был бы нам совершенно безвреден, будь он лишь одним из способов для сильного овладеть слабым – как, например, у пауков, где самка завершает свадьбу, съедая самца. Но у людей Противник без всякой нужды соединил половое влечение с сердечным чувством друг ко другу. Вдобавок Он дал детям зависеть от родителей, а родителям заботиться о детях, – и в результате получилась семья. Она похожа на организм, только еще хуже: между членами семьи больше личных различий, и при этом крепче единство, сознательное и ответственное. Вот и выходит, что всё это Он устроил, чтобы к людям просто пришла любовь.

А теперь смотри фокус.  Противник назвал супругов «одной плотью»[4]. Не  сказал Он ни про «счастливых супругов», ни про «вступивших в брак по взаимному чувству», но их легко провести, чтобы не обратили на это внимания. К тому же надо скрыть от них напоминание известного Павла: всякое совокупление, а не только брачное, образует «единую плоть»[5]. И тогда столь простые слова о смысле полового акта ты сможешь выдать за дифирамбы «влюбленности».

Факт, что при половой близости между мужчиной и женщиной возникает таинственная связь на вечную радость или вечное страдание. Факт, что таинственная эта связь способна вызвать сердечное чувство и скрепить семью – что нередко и происходит, когда люди подчиняются Противнику. Но, исходя из этих фактов, ты можешь внушить им фиктивный вывод: одна только мешанина из симпатии, страха и желания, которую они именуют «влюбленностью», приносит счастье и благословение в браке[6].

Сбить их с толку нетрудно: ведь браку, который заключают в согласии с Противником, то есть в видах верности, деторождения и доброй воли, в Европе как правило предшествует влюбленность (точно так же, как эмоциональный взлет зачастую, хоть и не всегда, сопутствует религиозному обращению). Иначе говоря, пускай возьмут копию обещанной Противником конечной цели бракосочетания, исказят её, раскрасят в разные цвета и принимают за отправную точку.

Отсюда два преимущества. Во-первых, мы преграждаем брак тем, кто неспособен к половому воздержанию и при этом ни в кого не «влюбляется» – а бракосочетание по любой другой причине, благодаря нам, считает низменным и циничным. Да, именно так они и думают! Ниже, чем бурю эмоций, они ставят верность брачному союзу ради служения друг другу, ради целомудрия и рождения новой жизни. (Не забудь внушить своему клиенту неприязнь к церковному чину венчания!)

А во-вторых, всякое сексуальное влечение, направленное к браку, получает наименование «любви», а «любовь» якобы должна освободить от любой вины и ответственности за женитьбу[7] на неверующей, тупице или развратнице. Но об этом поговорим в следующем письме.

С наилучшими чувствами, твой дядя



[1] «…Моя мать по плоти, уговаривавшая меня соблюдать чистоту, не позаботилась, однако, обуздать супружеской привязанностью то, о чем услышала от мужа, если уж нельзя было вырезать это до живого мяса». – блж. Августин Иппонийский. Исповедь. Книга II. – Гнушаться половой способностью человека характерно для Запада, но недопустимо в Православной Церкви.

[2] «Каждое тело стремится захватить господство над всем пространством‚ распространяя на него свою силу – свою волю к власти». – Фридрих Ницше. Воля к власти, 656. – Разумеется, это прямой вздор.

[3] «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино». – Ин.17:22.

[4] «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». – Быт.2:24.

[5] «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть». 1Кор.6:16.

[6] «Дорогой к счастью для нас становится не влюбленность, а только любовь. Не водоворот эмоций, гормонов, фантазий, прихотей, капризов и образов, а подвиг свободной воли: отдать себя». – Иеромонах Макарий. Уроки любви. Урок 16-й.

[7] А в наше время не только к браку и не только за женитьбу на ком бы то ни было.



В начало страницы На заглавную страницу