Любезный племянник,
рад хорошим новостям про отношения твоего клиента с матерью. Но свой успех надо развивать. Противник будет двигаться от центра во вне, шаг за шагом подчиняя поступки клиента новым требованиям, и в любую минуту может добраться до его поведения в семье. Тебе надо Его опередить. Работай на пару со своим коллегой, которому поручена мать клиента; вам вдвоем надлежит обеспечить у них дома устойчивый режим взаимного раздражения и обид. В этом тебе помогут следующие приемы.
1. Направь клиента на самосозерцание. Он думает, что прийти в Церковь – это дело исключительно внутреннее[1], и поэтому обращает внимание прежде всего на свои собственные мысли и переживания – разумеется, в том рафинированном формате, в каком ты должен их ему показывать. Поддерживай такую особенность; отвлекай клиента от его самых простых и прямых обязанностей, направляя к самым далеким и возвышенным. Усиливай это полезнейшее человеческое свойство, неприязнь и слепоту к очевидному. Кто бы ни был с ним рядом, дома или на работе, узнает его черты без малейшего труда, – а от него самого они будут скрыты, копайся он в себе хоть битый час: вот до какого состояния надо его довести.
2. Исключить его молитвы о матери никак не удастся; но есть возможность их обезопасить. Пусть они будут «строго духовными»; пусть их предметом будет состояние её души, а не её ревматические боли. Отсюда ты получишь два преимущества. Во-первых, клиент будет постоянно озабочен её грехами, а точнее, своими впечатлениями от её грехов, – в качестве которых, при некоторой помощи с твоей стороны, он научится видеть всё то, что ему в ней не нравится[2]. Тем самым удастся подсыпать ему соли на раны от ежедневных стычек даже когда он преклоняет колени для молитвы[3]: дело это совсем не трудное и доставит тебе массу удовольствия.
Во-вторых, поскольку клиент судит о душе матери крайне неточно или вовсе неверно, то и молиться он будет не столько о ней, сколько о некоей вымышленной фигуре. А твоя задача – чтобы день ото дня эта фигура всё дальше уходила от его живой матери, пожилой ироничной дамы, которую он видит перед собой за завтраком. Постепенно эту дистанцию можно увеличить настолько, что молитва о вымышленной матери ни на йоту не скажется на поведении с матерью живой. Бывало, я так надежно приручал клиентов, что пламенная молитва о «душе» жены или сына у них мгновенно переходила в брань и драку без малейшего зазрения совести[4].
3. Когда двое долго живут бок о бок, с годами у каждого из них может возникнуть острая реакция на какую-нибудь особенную мимику или интонацию другого. Потрудись и над этим. Напоминай клиенту про строгое выражение на лице матери, столь неприятное ему с раннего детства, и пусть размышляет, как оно ему до сих пор неприятно. И пусть будет уверен, что она об этом знает и делает ему назло: при аккуратной работе он не заметит, насколько абсурдна такая мысль. И, конечно же, не допускай его заподозрить, что какая-нибудь интонация или мимика у него самого так же точно может быть неприятная для матери: поскольку он глух и слеп к самому себе, добиться этого нетрудно[5].
4. В цивилизованных семьях злобу несут не столько сами слова (которые на бумаге выглядели бы вполне безобидно), сколько тон голоса и выбор момента, так что результат получается не хуже пощечины. Для этого добейся вместе с напарником, чтобы у них обоих были свои двойные стандарты. Твой клиент должен требовать, чтобы мать воспринимала его слова только в прямом смысле, а её слова при этом судить как можно строже по их тону, контексту и скрытым намекам. Её, соответственно, направить на такое же отношение к нему.
Тогда в любой стычке каждый из них будет убежден, что он ни при чем. Знаешь, как это бывает: «Я только спрашиваю, когда у нас обед, а она сразу в крик». Стоит укрепиться такому обычаю, и положение дел лучше некуда: один специально обижает другого, а затем изъявляет недовольство, когда тот обижается[6].
И еще, расскажи мне, как смотрит его мать на религию. Не ревнует ли она к этому новому увлечению сына? Не раздражена ли, что тот, уже взрослый, учится у других всему тому, чему она вроде бы учила его в детстве? Не много ли суеты по такому поводу на ее взгляд? Или, наоборот, не слишком ли всё легко? – Припомни старшего брата из истории Противника[7].
С наилучшими чувствами, – твой дядя
[1] «Люди впали в самовожделение, предпочтя созерцание самих себя созерцанию Бога». – свт. Афанасий Великий. Слово на язычников.
[2] «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» - Мф.7:5.
[3] «…Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого» - Мк.11:25
[4] «…Христианское дело всегда конкретно, оно делается здесь и сейчас, между нами, Господом Богом и нашими ближними». – иеромонах Серафим (Роуз). Письма.
[5] «Авва Павел и Тимофей, брат его, жили в Скиту. Часто бывали между ними распри. Авва Павел сказал однажды: «Долго ли нам жить так?» Авва Тимофей отвечал ему: «Сделай милость, когда я буду оскорблять тебя, потерпи меня, а я буду терпеть, когда ты станешь оскорблять меня». Поступая таким образом, они жили мирно в остальные дни свои». – Древний Патерик
[6] «Замечания делай, не давая пищи своему самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что ждешь от другого». – Свт. Феофан Затворник
[7] «…Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его… О том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». – Лк.15:11-32
В начало страницы | На заглавную страницу |