Любезный племянник,
ты, стало быть, питаешь «большие надежды, что религиозный этап у твоего клиента на исходе»? Ну-ну… Я давно подозревал, что ваш Учебный Центр никуда не годится – с тех пор, как эту старую соплю поставили на должность Зловедующего – а теперь не сомневаюсь. Тебе там, случаем, не рассказывали про закон маятника?
Люди – это амфибии, наполовину духовной природы, наполовину земной[1]. (Кстати сказать, когда Противник решил смастерить такую мерзкую помесь, то из-за этого, в частности, Низменный Отец и порвал с Ним). Как духовные существа, они принадлежат вечности, а как земные – живут во времени. И если даже дух у них стремится к вечному и постоянному, то тела, увлечения и образы непрестанно изменяются: ведь жить во времени – значит изменяться.
Вот так, не в силах достичь постоянства, человек уподобляется маятнику. Снова и снова уклоняется он в сторону, и снова возвращается к прежнему уровню: в результате – череда подъемов и спадов. Если бы ты как следует наблюдал за своим клиентом, ты бы повсюду заметил такие колебания: что ни возьми – интерес к работе, расположение к друзьям, физические потребности – все подвержено перемене. И покуда он жив, полосы телесной и душевной энергии и полноты чередуются с полосами бессилия и скудости. Так что не обольщайся и не приписывай себе нынешнюю скуку и апатию клиента: это всего лишь факт его природы, и толку нам от него не будет, если ты сам не извлечешь из него толк.
А чтобы извлечь из него толк, сообрази: какой толк хочет извлечь из него Противник – и действуй наперекор. При этом учти, как ни удивительно, что на Своем пути к душе человека Он опирается не столько на подъемы, сколько на спады: кое-кто из самых верных Его друзей проходил сквозь такие долгие и глубокие спады, как никто другой.
И вот почему. Нам люди нужны в пищу[2]: наша цель – поглотить личность, распространиться на порабощенную область человеческой воли[3]. А Противник ждет от людей совсем иного подчинения. Нам хотелось бы верить, что все разговоры о Его любви к людям, о свободном служении Ему – пустая пропаганда; увы, приходится признать, что это страшная правда. Правда, что Он вознамерился наполнить мир множеством Своих жутких миниатюрных образов; свою жизнь, в малом масштабе, они должны уподобить Ему Самому[4], – но не растворяясь в Нем, а свободно согласуя с Ним свою собственную волю.
Нам нужен скот, годный в пищу; Ему нужны слуги, годные в сыновья[5]. Мы хотим взять; Он хочет отдать. Мы пусты, ищем насыщения; Он полон и щедр в Своей полноте. Мы ведем войну за Вселенную, чтобы Низменный Отец вобрал ее в себя без остатка; Противнику нужна Вселенная, где все едины с Ним, и каждый остается личностью[6].
И вот здесь-то вспомним про спады. Тебя, конечно, удивляет, почему Противник так сдержанно применяет Свою силу – хотя мог бы в любой момент беспрепятственно и явно вторгнуться в душу каждого. Но теперь ты видишь, что неотразимое и непререкаемое Ему не годится в инструменты по самой своей сути. Его явление (кроме как в самой мягкой и ослабленной форме) с гарантией раздавит человеческую волю – а этого Ему не надо.
Он не насилует; Он только зовет[7]. Его коварный план – погулять на двух свадьбах сразу: чтобы Его творения соединились с Ним и при этом остались самими собою. Ни уничтожить их, ни прибрать их к рукам, Он не согласен. Он готов слегка направить их в самом начале пути: дает ощутить Свое присутствие за счет внутренней радости и быстрой победы над искушениями, что для людей очень важно. Но долго это продолжаться не может.
Рано или поздно Он убирает Свои приманки, прекращает поддержку – если не совсем, то на взгляд человека[8], – и тому приходится вставать на ноги, своей собственной волей исполнять свой долг, потерявший всякую приятность. Именно в это время, на спаде, куда скорее чем на подъеме, человек способен достичь того, что ждет от него Противник[9]. Потому и молитвы, приносимые в таком состоянии, столь высоко ценятся.
Мы можем затягивать клиентов соблазнами, потому что они нужны нам только к столу, и чем сильнее связать их волю, тем лучше. А Противник не «соблазняет» их на добро, как мы – на зло. Желая научить их ходить, Он отпускает руку; и если они хотят идти, то радуется, даже когда они спотыкаются. Не обманывайся, племянник! Когда человек, потеряв желание, но сохранив намерение исполнять волю Противника, оглядываясь вокруг, не видит вокруг себя даже следов Его присутствия, не понимает, почему Его нет[10], и всё же идет за Ним – тогда наше дело совсем плохо.
Впрочем, полосы спада дают и нам некоторые возможности. На следующей неделе подскажу тебе, как ими воспользоваться.
С наилучшими чувствами, – твой дядя
[1] «Только соединение души и плоти, принимая Духа Божия, составляет человека». – сщмч. Ириней Лионский. Против ересей.
[2] «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». – 1Петр.5:8.
[3] «Всякий, делающий грех, есть раб греха». – Ин.8:34.
[4] «Жизнь человека состоит в уподоблении Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека». – Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека.
[5] «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии». – Рим.8:15-16.
[6] «Бог дал человеку способность быть личностью, то есть реализовать свою жизнь согласно порядку Божественного бытия». – Христос Яннарас. Вера Церкви.
[7] «Человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой». – свт. Григорий Нисский. Слово об усопших.
[8] «Не ждите от молитвы одних восторгов, не унывайте, когда не ощутите радости… Иная душа, пережив высокие восторги, может и возомнить о себе, а такое состояние… смиряет ее». – Прп. Варсонофий Оптинский
[9] «Невозможно всегда находиться в состоянии духовного подъема.... Эти перемены – тяжелое испытание; но нам полезно узнать на своем опыте, что такие моменты не зависят от нас, это дар Божий». – свящ. Александр Ельчанинов. Записи.
[10] «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты меня оставил?» – Мф. 27:46.
В начало страницы | На заглавную страницу |