К.С. Льюис

Письма из преисподней


Письмо №9

Любезный племянник,

надеюсь, из прошлого письма ты убедился, что нынешняя полоса разочарования и скуки у твоего клиента сама по себе еще не принесет победы – но что надо извлечь из нее пользу. Давай поговорим, как это сделать.

Прежде всего замечу по своему опыту, что полосы спада в череде колебаний у человека открывают превосходную возможность для чувственных соблазнов, особенно сексуальных[1]. Тебя это может удивить: конечно, физические силы, а с ними и влечения, выше на фазе душевного подъема – но надо помнить, что и способность к сопротивлению в это время выше всего. К сожалению, энергия и активность, на базе которых можно было бы вырастить похоть, в равной мере способны помочь работе, игре, размышлениям и невинному веселью.

Гораздо больше шансов нанести успешный удар, когда клиент опустошен, холоден и мрачен изнутри. Заметь также, как меняется при этом у людей половое чувство. На фазе спада оно много реже переходит в пресное блюдо под названием «влюбленность», много проще сводится к извращениям, и много чище от великодушных, творческих и даже духовных побочных явлений, которые безнадежно портят нам сексуальную сферу[2].

То же самое следует сказать и о других телесных влечениях. Гораздо верней споить клиента, предлагая ему алкоголь как облегчение в состоянии депрессии, чем как удовольствие для дружеского веселья в состоянии душевного подъема. Не забывай, что любое удовольствие в нормальном, здоровом и полезном виде – это, по существу, территория Противника[3]. И хотя благодаря удовольствиям мы одержали немало побед, это всё же Его изобретения, а не наши.  Он произвел их на свет; а мы, сколько ни старались, до сих пор не смогли создать ни одного удовольствия.

Всё, что нам остается, – это предлагать людям удовольствия Противника в такое время, в таком виде и в такую меру, как Он не допускает[4]. Поэтому любое удовольствие мы всегда направляем прочь от естественной формы к самой противоестественной, самой обособленной от его Творца и самой неудовлетворительной[5].  Наше правило: растущий аппетит к убывающему удовольствию. Это надежно и изящно. Завладеть душой и ничего не дать взамен – вот что радует сердце нашего Низменного Отца. А начинать процесс нужно как раз на фазе душевного упадка[6].

Но есть и другой, еще лучший способ извлечь прок из этой фазы, а именно – через восприятие самого клиента. Как обычно, прежде всего держи клиента в неведении – чтобы закон маятника ему не пришел в голову. Пусть остается в убеждении, что его неофитскому жару надлежало не гаснуть вовек, и что его нынешняя апатия тоже навсегда. А когда закрепишь у него как следует такое заблуждение, тогда выбирай дальнейший образ действий, смотря по тому, куда больше склоняется клиент: к безнадежности, так что можно его втянуть в болото отчаяния, или к легкомыслию, так что можно всучить ему розовые очки.

Люди первого типа сейчас попадаются всё реже, но если твой клиент таков, то всё просто. Держи его подальше от опытных христиан (что в наши дни не составляет большого труда), предлагай подходящие цитаты из Писания, а затем пускай берется за безнадежный проект возвратить свои прежние чувства усилием воли, – и дело сделано[7].  А если он ближе к оптимизму, тогда пусть смирится с холодом у себя в душе, понемногу привыкает к нему и сам себя убеждает, что не столь уж сильно она остыла. Через пару недель уже можно озадачить его сомнением, не слишком ли он был горяч в первые дни своего обращения к вере. Рассуждай с ним о пользе умеренности. Если сумеешь подвести его к мысли, что «религия – дело хорошее, но без крайностей», можешь быть спокоен за его душу. Умеренная вера нам так же полезна, как безверие, – и еще приятней[8].

Другая возможность – прямой удар по вере.  Убедив клиента, что нынешний спад необратим, почему бы не внушить ему, что его «религиозный период» подходит к концу точно так же, как и все прежние периоды? Разумеется, нет никакой логической связи между суждениями «Это мне уже неинтересно» и «Это заблуждение» – но, как я тебе уже писал, опираться надо не на логику, а на пустословие.

Ключом к успеху будет само словечко «период». Конечно же, у этого субъекта – как и у всех прочих – было в жизни несколько разных «периодов», и он неизменно смотрит на них свысока: не потому, что видит в них что-то плохое, а лишь по той причине, что они миновали[9]. (Ты, надеюсь, досыта питаешь его такой мутью, как идеи прогресса и развития, как исторический подход к предмету? Вдоволь даешь читать современные биографии, где герои то и дело проходят через всякие периоды?)

Идея ясна, не правда ли? Гляди, чтобы он не вздумал сопоставлять истину с заблуждением[10]. Взамен пойдут превосходные туманные фразы: «Был у меня такой период… Я через это прошел…», и не забудь волшебного слова «несерьезно».

С наилучшими чувствами, твой дядя



[1] «…Бес уныния предшествует бесу блуда, и уготовляет ему путь». прп. Иоанн Лествичник. Слово 27.

[2] «Некто увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорелся любовью к Богу». Там же, Слово 15.

[3] «…Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.». – Рим.8:28.

[4] Существо дела – не в абстрактной санкции Бога, а в конкретном воздействии на человека, напр., алкоголя, никотина, наркотиков или внебрачных связей: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя... Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей» – Пр.5:15-18.

[5] «…Самые приятные чувственные удовольствия, на которые мы с жадностью бросаемся, бывают вредны и по самому свойству их, и по причине нашей жадности и неумеренности» Прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, Часть II.

[6] «…Только предайся удовольствиям света и оставит тебя уныние… а потом повлечет тебя к этим удовольствиям и они сделаются для тебя потребностью, ты будешь находить в них и только в них одних отраду и веселье» – Там же.

[7] «…Периоды скудости вполне естественны, и их надо переносить с терпением и благодушием... Поэтому будем переносить терпеливо периоды упадка и сердечной сухости. Они учат нас смирению и недоверию к самим себе; они дают нам чувствовать, насколько непрочна и слаба наша духовная жизнь, они заставляют нас чаще прибегать к Божией помощи» – свящ. Александр Ельчанинов. Записи.

[8] «Если безумно не верить в Бога, то еще безумнее верить в Него наполовину». – Владимир Соловьев. Чтения о Богочеловечестве.

[9] «Афиняне же все и живущие у них чужестранцы ничем другим не заполняли свои досуги, как только говорить или слушать что-нибудь новое». – Деян.17:21.

[10] «…Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням». – 2Тим.4:3-4.



В начало страницы На заглавную страницу