Почему мы крестим младенцев?

Глава из книги
"Шаг навстречу: три разговора о Крещении с родителями и крёстными"
(М., "Никея", 2011)

…Теперь остался перед нами вопрос: почему в Православной Церкви крестят младенцев? В самом деле, если мы – православные по своему свободному выбору, и без свободы невозможно познание Бога и воссоединение с Ним, то какая же может быть свобода у шестинедельного ребенка? 

И приходится иной раз слышать такие недоуменные речи: почему бы не отложить Крещение до тех пор, пока ребенок не станет юношей или девушкой, или хотя бы подростком, который способен сознательно исповедать свою веру в Бога?  Почему мы, столь высоко ставящие свободу, вроде бы её-то и отнимаем у наших собственных детей, не спрашивая их, решаем их судьбу?!

Вот с судьбы-то и начнем. Что такое судьба?… В христианском мировоззрении понятие это принципиально отличается от обыденного (а вернее сказать, языческого или оккультного, которое наивные люди принимают за нечто естественное). «Судьба послушного ведет, непослушного тащит», – эта латинская пословица в христианском сознании начисто лишена смысла. Идея предопределения, принятая многими нехристианскими конфессиями и еретическими верованиями, совершенно чужда Православию. Нас никто никуда не тащит: мы свободны в своем выборе.

Но состав нашего выбора, наши возможности, дороги, которые мы выбираем – это и есть наша судьба. И она действительно у каждого своя, и каждый отвечает за свой выбор, за верное направление выбранного пути. Личная эта ответственность возникает, конечно, в сознательном возрасте, причем постепенно, по мере взросления юной души. Ну а пока ребенок мал, лежит в коляске, сосет соску и гремит погремушками, кто отвечает за его судьбу, за всё, происходящее с ним? – Понятное дело, родители или опекуны.

Часто приходится говорить на эту тему с педагогами и родителями в связи с распространением у нас в стране массового преподавания основ религиозной культуры в общеобразовательных школах. Подавляющее большинство приветствует это важнейшее просветительское начинание; но есть и сомневающиеся.  Исходя из принципа свободы совести, все понимают, что религиозную культуру невозможно преподавать детям против воли родителей; но некоторым представляется, что без изъявления воли ребенка этого также нельзя делать. А поскольку воля ребенка несовершенна и неполноправна вплоть до определенного возраста (например, до 18 лет!), то, стало быть, религию вообще и религиозную культуру в особенности надо гнать подальше от детских садиков и школ…

Мы отвечаем на это в очень простых словах:

– У вас есть дети? Случается, они болеют, правда? Бывают ведь и серьезные болезни, опасные для жизни! И что же, вы их не лечите? Ждете до 14 лет, или до 18: тогда сами себе и решат, лечиться им, или нет, а пока нечего на них давить… Так, что ли?

Это далеко не шутка, и не поверхностное сравнение; оно полностью прилагается к вопросу о крещении младенцев. Мы видели с вами, что природа человека повреждена грехом, что её исцеляет Сам Бог. Эта самая губительная болезнь, и исцеление от неё, спасение от смерти – самое заветное желание всякого человека, и. конечно же, родителей в отношении своих детей. Могут ли они спокойно дожидаться, пока их дети вырастут, прежде чем дать им доступ к спасительному воссоединению с Богом, к Таинству Евхаристии? Уж наверное не больше, чем отказать детям в медицинской помощи при тяжких телесных недугах.

Таким ответом часто и ограничиваются, но необходимо посмотреть ещё глубже. Всё дело в том, что медицинская помощь действует помимо воли пациента, а духовная, небесная помощь, как мы видели, не действует… Кто бы ни сломал ногу, лучший из лучших людей, или последний мерзавец, доверяет ли он безоговорочно врачам, или в заносчивости презирает их, если вправить ему перелом, наложить гипс и заставить соблюдать правильный режим, нога срастется. – А в духовной жизни совсем не так!

Можно понять чувства родителей, которые желают детям добра, крестят их и причащают – но есть ли в этом смысл? Ведь и в самом деле, у новорожденного младенца и малого ребенка нет ни воли, ни рассудка, ни веры, без которых невозможно действие Святых Таинств…

Есть смысл! – отвечаем мы, – и к тому же глубочайший. Заключен он в одном-единственном понятии, прекрасно знакомом каждому из нас (даже тем, кто ещё далек от Церкви!), но которое за счет социальных и даже политических причин оказалось сегодня под жестоким ударом враждебных сил.  Речь идет о семье.

Семья может быть большая и маленькая, полная и неполная. Но если это семья, «малая церковь», достойная своего имени, то закон её жизни – любовь, та самая любовь, которая в Св. Писании соединяется знаком равенства с Самим Богом. Ваш ребенок, которого вы сегодня держите на руках, дан вам Господом для того, чтобы вы любили его – и тем самым прокладывали дорогу к Небу, себе, и ему, и всем, кто смотрит на вас.

Ваша родительская любовь соединяет вас с вашими детьми, и связь эта неразрывна, пока ребенок не имеет вполне своего «я»: ваша воля, ваш рассудок, ваша вера духовно питают его. Вы с ним – одно целое: и он не может оставаться в стороне, когда вы, его родители, соединяетесь с Богом в Святых Таинствах Православной Церкви.

Вот таков глубинный смысл той короткой фразы, которой нередко отвечают на вопрос о Крещении и Причастии младенцев: «Дети принимает Святые Таинства по вере родителей».

Непростая ситуация возникает, когда родители, желающие крестить своего малыша, в действительности далеки от Святой Церкви, не участвуют в ее Таинствах, не имеют о ней понятия. Священник должен строго и настойчиво призвать таких «невоцерковленных» родителей войти в Церковь вместе со своим новокрещенным младенцем, чтобы этот праздник Крещения стал и для них праздником начала жизни с Господом. Однако последуют ли они этому призыву – остается на их совести… Тогда восприемник (крёстный, крёстная) восполняет отсутствие веры у родителей; с ним ребенок растет в Церкви по принципу «не та мать, что родила, а та, что вскормила».

…Бывает и такое, когда родителей вообще нет рядом с ребенком. Помимо болезней и стихийных бедствий, виною тому сегодня становится распад семьи, безумие и безбожие нравственных уродов. И на восприемников, чаще всего бабушек и дедушек, ложится единоличная забота о ребенке,  как хозяйственная и материальная, так и духовная: а это едва ли проще…

Встречаются и особые случаи при Крещении детей. Приходилось, например, крестить воспитанников детского дома: у них не было ни восприемников, ни родителей. – Однако крестили лишь тех детей, кто уже был в сознательном возрасте, понимал, что с ними происходит, и мог, пускай по-детски, но осознанно и всерьез исповедать православную веру при совершении Таинства.

Иеромонах Макарий


Отдел писем На заглавную страницу