Жаркие дни: отпуск, пляж, купание...

Мы всегда летом ходили на пляж, а тут выяснилось, что Церковь не приветствует такой вид отдыха: не должны посторонние люди наблюдать нашу наготу, да и самим большое искушение видеть практически обнажённых людей. Мой духовный наставник не благословил купание на пляже, говорит, чтобы мы искали безлюдные места.

Летом дочери-подростки просятся на пляж, но никак не хотят одеваться поприличней. Предлагаю вместо открытого купальника одеть шорты и туники – они в плач: «Что ты из нас белых ворон делаешь?» Как поступить? Разрешить им «светить» телами – значит поощрять грех соблазна, запретить – значит внести ссору и раздор в наши отношения.

Душеполезны или душевредны ли нудистские пляжи?

Откуда, интересно, «выяснилось», что Церковь «не приветствует» купания на пляже?? Может быть, из «Основ Социальной концепции»? Но там сказано следующее: «Для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом» (раздел XI.3.) Или, может быть, опубликовано какое-то новое постановление Синода или обращение Патриарха, указ о купании в безлюдных местах?… – И, конечно же, весьма прискорбные выводы приходится делать о вашем «духовном наставнике».

Ханжеские запреты, воспаленно-пристальное внимание к степени обнаженности тех или иных частей тела, характерны для психически неуравновешенных, сексуально озабоченных субъектов. И если нормальный взрослый просто отталкивает прочь от себя подобные претензии, то на детей и подростков, особенно в период созревания, они действуют губительно, приводят к неврозам, расстройствам половой сферы, психическим болезням. Подумайте, с каким огнем вы играете!

Впрочем, бывает и наоборот, что девушка сама по себе не хочет показываться на людях в купальном костюме. Причиной тому может быть не только детский каприз, но и болезненная восприимчивость чистой молодой души к нескромным взглядам мужчин, и даже ложное чувство вины за эти взгляды... Необходимо понять, что при условии соблюдения общепринятых норм и обычаев (как при купании на пляже) она столь же мало "виновата" в этом, как в красоте своего лица, фигуры, походки, в самом своем существовании; поэтому подобные заблуждения неизбежно ведут к фобиям, к эксцессам вроде паранджи и хуже того. В любом случае нельзя на нее давить, принуждать идти на пляж, уговаривать «быть как все». Ваше уважительное отношение к ее чувствам, наряду со здоровым примером окружающих и трезвыми, спокойными объяснениями, помогут ей выстроить психологическую защиту, требуемую для нормальной жизни в обществе.

Форма одежды диктуется не догматом, а практической нуждой, обычаем и здравым смыслом, причем понятия о приличиях изменяются со временем самым странным, непредсказуемым образом. Лет сто пятьдесят тому назад, когда выглянувшая из-под платья щиколотка была поводом для скандала, форма и глубина декольте бальных платьев заставили бы покраснеть иных из нынешних модниц (не всех, конечно). Можно было бы привести интересные примеры из истории мужского костюма, но как-то не хочется смущать православных читательниц…

Все знают, что такое монашеская одежда. И уж конечно, в храме все сёстры одеты только по-монашески, не правда ли? Но когда у нас в Ивановском Свято-Введенском монастыре сёстры чистили бронзовое паникадило, неужели вы думаете, что они забирались на шаткие подмости в длинных подрясниках – чтобы зацепиться и упасть с пятиметровой высоты?? Бывает, значит, что даже монахини, и даже в храме, носят брюки!

Женщина жалуется на исповеди:
– Батюшка, я все время сомневаюсь, не знаю, как надо одеваться на пляже…
– Как же вы не знаете? – говорит изумленный священник, – такие вещи надо знать твердо. Пиджачная тройка с крахмальной рубашкой и галстуком, а на голову обязательно черный шерстяной платок!

…Иногда немного юмора действует надежнее длинных проповедей.

Митрополит Иларион (Алфеев) заметил недавно на расширенном заседании Учебного комитета РПЦ: «Закрытость к тлетворным влияниям должна воспитываться сегодня в сердцах и умах, а не достигаться с помощью высоких стен и охраны». Можно было бы смело добавить: «…И требований к фасону купальных костюмов».


О нудизме вопрос тоже законный и логичный: ведь благонамеренного купальщика от похабника-нудиста отличают одна-две полоски текстиля, едва заметные на летнем солнце...

Ключ к ответу - в отмеченном выше "условии о соблюдении общепринятых норм и обычаев, как при купании на пляже". Исходя из него, мы характеризуем нудизм как одно из многочисленных средств разрушения моральной и социальной нормы, средств дегуманизации человека.

И здесь возможны две ошибки, легко, впрочем, устраняемые. Одни видят в обычных пляжах гнусный жидомасонский заговор для развращения молодых и старых; другие пытаются оправдать нудизм как невинное расширение и совершенствование нормы. Опровергаются они всё тем же просвещением и рассуждением: купальный костюм (подобно женским брюкам) за последние сто лет вошел в разнообразные сферы повседневной жизни, включая спорт, физическую культуру, здравоохранение и т.п., не имеющие никакой нравственно-негативной нагрузки, в то время как нудизм, по свидетельству очевидцев и правоохранительных органов, неразрывно связан с криминальным и асоциальным поведением.


Отдел писем На заглавную страницу