По святым местам - за святыней

Мы часто ездим в поездки по святым местам. Какие существуют правила для паломников при посещении монастырей? Многие стремятся причаститься в монастырях. Следует ли причащаться в каждой обители, если Бог всегда и везде тот же?

Назовем две самые прискорбные и весьма распространенные ошибки в поведении паломников:

Первое: раболепие перед монастырскими жителями вообще и перед монастырским духовенством особенно. Вежливость и предупредительность, разумеется, необходимы, но, превышая меру, они превращаются в угодливость и раболепие, которые, проникая извне внутрь, из внешнего поведения во внутренний мир, способны превратить человека в раба, сделать его жертвой проходимцев в рясах, сектантов, раскольников, самосвятов, кого угодно.

Сколько раз приходилось вести такой разговор с завзятыми паломниками:

- Я слышала от одной матушки в монастыре...
- А что Патриарх об этом сказал, вы не слышали?
- Ой, да я ведь ничего не знаю!
- И поэтому принимаете на веру все, что вам скажут?...

Второе: суетливое, навязчивое желание "всюду успеть" - приложиться к всем святыням, пройти по всем могилам (при этом неизменно, словно пароль, употребляется уменьшительный суффикс), если есть мощи - то их непременно надо открыть, если икона - непременно взять масла из лампады, если есть источник - непременно накачать оттуда воды, и т.д и т.п. Глаза выкатываются из орбит, голос хрипнет, руки дрожат, ноги подкашиваются от усталости, - но вперед, без остановки... Зачем? Где в этом конвейере Христос??

Беда в том, что такое безумное поведение, изначально присущее лишь горстке маловерующих фанатичек-язычниц, как чума распространяется в паломнической группе, заражая неопытную, но восприимчивую массу, и противостоять ему очень трудно: "Так-то оно так, умом я понимаю, что это язычество, но вот же тетя Дуся взяла пять камешков с могилки, а мне боязно от нее отстать..."

К величайшему сожалению, магическое, колдовское отношение к предметам и обычаям переходит нередко и на Святую Евхаристию. Таинство остается Таинством, но теряет свою действенность применительно к данному человеку... Конечно, причащаться каждом монастыре, в условиях суеты, гонки, калейдоскопа впечатлений, событий и лиц - это абсурд или богохульство. Однако бывает и совсем по-другому. Подробная, очищающая душу исповедь в паломнической поездке, с последующим Святым Причастием, может стать ключевым, поворотным моментом в жизни верующего.

Успех паломничества и духовная польза зависят от вашего разума, от способности противостоять дурным влияниям, от помощи духовенства и действий руководителя группы.

Иеромонах Макарий


В начало страницы На заглавную страницу