У дочери в квартире упала со стены икона. Я очень боюсь за нее...
Я нашла крестик и по незнанию подняла его. Что надо теперь сделать, чтобы избежать скорбей?
У нас для пенсионеров проезд в автобусе только по пластиковым карточкам. Теперь я не могу доехать до храма. Куда жаловаться?
Уже не раз нам здесь приходилось писать о предрассудках и суевериях, - и вот, сегодня надо снова возвращаться к той же теме. Почему так происходит?
Не иначе как человек, по самой своей природе склонный ко греху, имеет особенное предрасположение к суевериям, внутренне готов принять всякий суеверный вздор за истину. Насколько трудно нам бывает услышать Христа, увериться в евангельской истине, настолько же легко, свободно и подчас самозабвенно бросаемся мы вслед безумным измышлениям, лишь бы они обещали нам простой ответ на вопросы, простой выход из затруднений, простое решение жизненных задач. А простота, по русской пословице, сплошь и рядом хуже воровства...
Разумеется, дьяволу, нашему постоянному противнику, известна эта наша слабость; он использует ее для своих разрушительных целей - нанести ущерб Церкви, помешать возрождению России.
- Батюшка, мне сказали, что нельзя брать новый паспорт, иначе я буду все время болеть, а мне без паспорта пенсию не выдают...
- Кто сказал?
- Одна женщина... А что, неправильно?
- Какая женщина?
- Пожилая, она в церковь ходит. Велит мне, чтобы я её слушалась... Значит, можно брать новый паспорт?
- С чего вы взяли, что если она пожилая и ходит в церковь, то её надо обязательно слушаться??
- Ой, наверное я опять наломала дров... Простите, батюшка! А я-то ведь уже всех родных своих предупредила строго-настрого, чтобы они новый паспорт не брали ни в коем случае!...
Пусть даже у родственников этой неразумной прихожанки окажется достаточно разума, чтобы воспринять её "строгое предупреждение" как подобает. Но беда в том, что в глазах окружающих она - представитель Православной Церкви, по ней они судят о христианской жизни и христианском мировоззрении. Пойдут ли они вслед за нею в Церковь??... - Как видите, дьявол достиг своей цели.
Если вы раскроете Св. Писание Ветхого Завета, то обнаружите, что в значительном объеме оно так или иначе направлено против языческих предрассудков. Первая Заповедь - "Аз есмь Господь Бог твой. Да не будут тебе бози иные, разве Мене" - говорит именно об этом. И вся история сорокалетнего блуждания древне-еврейских племен в пустыне, их кровавых войн за захват Ханаанской земли, и их последующего порабощения более сильными народами, есть череда отступлений от истинной веры, посылаемых Господом вразумлений и возвращений к Нему раскаявшихся людей... Конечно, Библия написана для всех веков и народов; а раз так, то нет причин удивляться тому, что в ХХI веке в православной России суеверия снова и снова поднимают свою богомерзкую голову: такова падшая природа человека, ради исправления которой Бог стал одним из нас и принял смерть на Голгофе.
Как распознать суеверие? Признаков много, но самый прямой и очевидный - это, наверное, страх. Суеверный всего боится, и в страхе своем находит оправдание суевериям. Икона упала - что-то будет! Нашла крест - к скорбям! Пластиковая карточка - беда! (картонные карточки их не пугают: почему бы это?) Значит, надо сжечь икону, выбросить крест, избавиться от карточки - и всё будет в порядке, можно преспокойно забыть про подвиг христианской жизни, про Христа, про любовь к Богу и ближнему.
А между тем, "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви". - Только увы, суеверные не читают Св. Писания. Им нет дела до Слова Божия. Им важней, что скажет "пожилая женщина, которая велит, чтоб её слушались".
Кто-то, может быть, попытается возразить, вспомнив слова псалма: "Начало премудрости - страх Господень"... Но страх Божий разительно отличается от того суеверного страха, о котором говорит ап. Иоанн Богослов: в нем - спокойствие, уверенность, радость о Господе, о том, что кроме Него нам некого бояться. "Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся, Господа же Бога нашего освятим, и Той будет нам в страх". Как ни странно для людей маловерующих, этот страх сопряжен с чувством веселья, о чем напоминает молитва, читаемая священником на вечерне перед Царскими вратами: "Возвесели сердца наша, во еже боятися Имени Твоего Святаго..."
О суеверном, губительном страхе говорит ап. Иоанн Богослов и в книге Откровения: "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою". Христианам надо держаться подальше от этой скверной компании.
Иеромонах Макарий
В начало страницы | На заглавную страницу |