Из опыта переписки с заключенными

"...Последняя горша первых"

Свято-Введенский женский монастырь, как и многие монастыри России, ведет обширную тюремную переписку. Сотни людей, находящихся в изоляции, из разных мест лишения свободы (не только из ивановской области) обращаются за наставлением, ищут слово поддержки, духовной помощи и просто человеческого внимания. Хорошо было бы, чтобы и миряне, имеющие, сколько бы то ни было духовных знаний, а главное любовь и желание, не забывали о таком великом деле, как переписка. Слово не только наставляет, оно спасает. Во многих епархиях такого рода труд берут на себя прихожане храмов и монастырей. И мы предлагаем всем, кто чувствует в себе силы, помочь нам в этом деле.

По неоднократному свидетельству опытных людей, в том числе и православных пастырей, среди осужденных к лишению свободы многие осознанно выбирают путь духовного возрождения. И это совершенно естественно: как внешние факторы (тяжелые условия жизни в заключении, болезни и страдания), так и внутренние (осознание происшедшего, раздумья о будущем), направляют всякую душу, в которой сохранилась хоть одна живая искра, к покаянию и очищению.

Однако сделанный выбор, и даже первые шаги в нужном направлении, еще не определяют дальнейшую судьбу человека. Что происходит с этими людьми после освобождения? Далеко не все остаются на верном пути: многие, слишком многие тотчас или вскорости после выхода на свободу теряют всё то доброе, что они сумели приобрести в заключении, возвращаются к правонарушениям и преступлениям, гибнут от водки и наркотиков.

Этот печальный факт обязан принимать в расчет каждый, кто участвует в переписке с заключенными. Для многих из них такая переписка остается единственным живым двусторонним каналом связи с внешним миром в течение всего срока заключения. Что они получают по этому каналу - то и ложится в основу их самооценки и мировосприятия на момент освобождения. Тем самым, для священнослужителя, монашествующего, для благочестивого и опытного мирянина, открывается реальная возможность оказать заключенному ни с чем не сравнимую по важности помощь: по существу, участвовать в борьбе за спасение его души. Излишне говорить, с какой огромной ответственностью связана подобная переписка, какой вдумчивости, каких эмоциональных и духовных усилий она требует.

Судьба заключенного, выходящего на свободу - впечатляющая иллюстрация к притче Спасителя об изгнанном и вернувшемся нечистом духе (Мф. 12:43-45). Из переписки (не считая писем, украшенных стандартным набором православных терминов, которые разсылаются по епархиям, приходам и монастырям для сбора подаяния) видно, как властно действует Божия благодать на душу, смиренную и смягченную страданием. Искренность и глубина обращения заключенных к вере не оставляет сомнения. "Только здесь я научился быть счастливым", - пишет человек, сменивший свободную, разгульную и развратную жизнь на тюремную камеру. Но демон, изгнанный из души покаянием, не оставляет усилий "возвра-титися в дом свой, отнюдуже изыдох". И наилучшая возможность для этого представляется ему в момент освобождения из заключения.

Типичные строки из письма: "Как жить на свободе? Куда податься? Один. Ни жилья, и работы, ни средств". Верно: переход к свободной жизни очень непростой. Но подлинная беда не в одиночестве и не в бедности, а в неустойчивости человеческой души, не укрепленной духовным опытом. Всё внове, всё непривычно, душа открыта навстречу всем и всему - и сатана, конечно, пользуется этой открытостью. Соблазны, приманки, ловушки современного мира, от самых примитивных, очевидных, до изощренных и замаскированных, неисчислимы.

Желание избежать их порождает в душе чувства безпомощности, страха, отчаяния. Поэтому в первую очередь необходимо внушить заключенному, что страх и осторожность - это две противоположные вещи (о чем хорошо знают люди военных профессий): сатана вселяет в нас страх, а мы противостоим ему осторожностью. Надо знать и помнить об опасности, и смело двигаться вперед, сверяя каждый шаг с Господом.

Что это значит? Это значит - жить по Евангелию, по Христовым заповедям. Даже если кругом окажутся люди далеко не Божии, и события будут разворачиваться не по-божески, нужно держаться своего курса. В ответ на вопрос "Как жить на свободе?" надо предложить человеку несколько простых практических правил, например:

Требование насчет алкоголя может показаться слишком строгим: "Какой вред от кружки пива или рюмки водки? Это ведь не грех..." Да, сама по себе рюмка не грех, но вот уступка своей слабости, а чаще чужой и злой воле - очень большой грех, за который множество освободившихся из мест заключения расплачиваются гибелью. Пускай сколько-то лет назад вы могли выпить столько-то безо всяких последствий - сейчас другое время! Сейчас идет битва за вашу душу: сатана не оставит вас в покое, пока вы, при Божией помощи, не нанесете ему поражения. А если вы отступаете, отказываетесь от борьбы, это значит, вы впускаете в себя "седмь иных духов лютейших... И будут последняя горше первых" - иначе говоря, все ваши страдания и испытания окажутся впустую.

Нужно заметить, что эйфория в связи с предстоящим освобождением у заключенного часто перемежается с унынием, с осознанием реальных лежащих впереди трудностей: "...В душе горечь, пустота, нет радости". Здесь надо приободрить его, напомнить, что помыслы уныния - излюбленное оружие сатаны против тех, кто дерзнул ему сопротивляться. Неоценимую помощь в таком состоянии оказывают верующим святые - мученики, исповедники, преподобные отцы - при усердном молитвенном обращении к ним. Об этим мы должны непрестанно напоминать в наших письмах заключенным: сколько претерпели от сатаны и его слуг даже самые великие святые, сколько мучительных искушений и соблазнов пришлось им перенести. Их пример - гарантия нашей победы над врагом.

И особенно, каждый, кто находится в заключении, должен помнить подвиг Новых Российских Мучеников и Исповедников, всех тех, кто в прошлом веке у нас в стране был брошен в концлагерь не за что-либо иное, а за святую православную веру, всех тех, кто погиб за колючей проволокой. Они, подобно Самому Спасителю, пострадали безвинно и достигли святости, а сегодня мы молимся им о помощи, заступничестве и руководстве.

Переписка с заключенными - едва ли не самое простое, и в то же время весьма действенное практическое средство помощи попавшим в беду людям. "В темнице бех, и приидосте ко Мне", - говорит Господь о Своих последователях. Наши письма, написанные с умом и чувством, способны принести человеку избавление от невидимых и видимых врагов, обступающих его со всех сторон в сегодняшнем мире.

Иеродиакон Макарий (Маркиш)


В начало страницы На заглавную страницу