Старцы и родовой грех

"У меня были тяжкие грехи, я в них покаялась и каюсь искренне. Но переходят ли они на детей? Если дети у меня родятся, все равно будут отвечать за мои грехи? Может, лучше мне и не думать о семье, как говорят старцы?"

Не думать о семье?... Есть у нас такие "старцы"-проходимцы, которые год за годом промышляют адским ремеслом, порабощением людей (по большей части привлекательных девушек) под видом исповеди:

- Тебе надо в монастырь... Оставайся у нас. О семье не думай!
- Почему??
- Много грехов на тебе. Дети будут наркоманами. Или что похуже.

Одних удается запугать сразу - и готова послушная безмолвная рабыня (одна надежда в жизни: "старец вымолит"). Другие уезжают, выходят замуж, рожают детей... Но при первой же семейной трудности и неурядице (у кого их нет??) в ужасе вспоминают "прозорливого старца", мчатся снова к нему, в слезах бросаются в ноги... Результат тот же самый.

Где в этой страшной картине Христос? Кто-нибудь способен найти?...

Теперь несколько слов об "ответе детей за родительские грехи". Нельзя терять христианскую почву: мы не вступаем с Богом в юридические или коммерческие отношения. Господь Иисус Христос освобождает нас Своей Кровью, Своей жертвой любви, от греховного наследия нашей природы, открывает нам Небо: войти туда или не войти - собственный выбор каждого. См. "Грехи родителей".

Впрочем, родовой грех нельзя сбрасывать со счетов; мы ответственны перед детьми и внуками - но вовсе не потому, что Бог отомстит им за наши грехи. Чтобы понять это, рассмотрим возможные источники греха. Один из них - личная злая воля человека. Другой - поврежденность нашей общей человеческой природы (так называемый «первородный грех»). Но существует, очевидно, и промежуточный источник греха, свойственный лишь некоторым из нас (в отличие от первородного), но и не зависящий от нашей личной воли. Он коренится в жизни родителей и более отдаленных предков, которая оставляет свой след на данной личности. След этот может быть как материального характера (тогда мы называем его наследственностью), так и духовного: тогда имеет смысл говорить о "родовом грехе". Нередко наследственные болезни и родовые грехи трудно отличимы друг от друга.

Про каждый конкретный греховный поступок, совершаемый человеком, невозможно сказать: "личный" это грех, или "первородный", или "родовой": все три причины, очевидно, соединяясь вместе, воздействуют на наше поведение. Память о грехах ваших предков поможет вам сознательно молиться о них и, разумеется, избегать повторения этих грехов. Память о своих собственных грехах позволяет вам принести достойные плоды покаяния в дальнейшей христианской жизни, в подвиге супружества, материнства, отцовства.

Итак, не забывая о воздействии родовых грехов на нашу жизнь, ни в коем случае нельзя впадать в уныние, давать волю ощущению безысходности, а напротив, усилить свою молитву, добрые дела и стремление к христианскому образу жизни, к нашему Спасителю Христу. Это и приводит нас вместе с нашим потомством к освобождению от греха.

Иеромонах Макарий, г. Иваново


В начало страницы На заглавную страницу