Заглавная страница

Земля и Небо

Слово и смысл

Знание и невежество

Человек и Церковь

Храм и молитва

Вера и жизнь

Мужчина и женщина

Дети и родители

Страна и народ

Видео-архив "Добрый вечер"

Священник, врач, психолог

Отвечает Патриарх

Митр. Иларион

Письма из преисподней

Во что вы верите?

Календарь

Проповеди и статьи

Книги

Ивановские Святые

Новые Мученики

Свт. Василий

Мч. Алексий

Богослужения

В гости

Пожертвование

 

Сумма:  

Обновление
15 декабря 2024 г.

Ждем писем :
pmmakarios@yandex.ru

"Давайте уничтожим ад!"

Если, как говорят православные, Бог - это любовь, то откуда же ад? Что же это за любовь, которая осуждает виноватых на вечную - вечную! - гибель в аду, без шанса на амнистию или помилование…

Возьмем красивую чашку тонкого фарфора, поднимем ее повыше над полом и разожмем пальцы. В следующую секунду чашки не станет: она разлетится вдребезги. Навечно.

Кто осудил нашу чашку на вечную гибель? Мы сами, не правда ли? "Ничего подобного, - скажет какой-нибудь мыслитель, - это Бог виноват! Мы только дали чашке свободу, предоставили ей возможность двигаться в любом направлении. А Бог подстроил ей сокрушительный удар…"

Разумеется, это вздор. Гибель чашки - это результат действия законов природы, законов, управляющих событиями видимого, материального мира. Законы эти нам неплохо известны: тяготение Земли, высота падения, жесткость пола и хрупкость фарфора позволяют однозначно предсказать результат нашего опыта.

В невидимом, духовном мире, где живут и движутся наши бессмертные души, действуют свои законы, столь же целесообразно и стройно установленные Творцом. Законы эти тоже можно изучать - в чем и состоит духовная мудрость святой Церкви, накапливаемая из века в век. И если в наше время иные отвернулись от нее, не хотят ее знать, от этого мудрость не перестает быть мудростью, а духовные законы - законами.

Вечная гибель злой, нераскаянной души с той же необходимостью следует из законов духовного мира, с какой гибель чашки - из законов мира материального.

  Сейчас часто пишут, что понятия об аде, о вечном осуждении и гибели устарели: современное зарубежное богословие их преодолело. В богословии, как и во всякой науке, происходит прогресс; почему же Православие цепляется за отжившие свой век понятия?

Разумно ли искать прогресса в богословии и в мировоззрении вообще? Обратимся за примером к более простой области - к арифметике. Не так давно, когда у всех на уме был прогресс и реформы, кто-то выдвинул проект "прогрессивной" таблицы умножения, где все гораздо проще, чем в нынешней, "устарелой": там 2 × 2 = 22, 4 × 7 = 47, и так далее. Такая таблица умножения больше понравится первоклассникам, но какой от нее прок? В точности то же самое можно сказать о "прогрессивном" мировоззрении…

  Почему же милосердный Бог создал такие жестокие законы, по которым душа обрекается на вечную гибель в аду?

Бог ада не создавал, как не создавал Он и вообще никакого зла. Бог любит нас и ждет от нас ответной любви, свободного выбора в пользу добра. Ад - следствие противоположного выбора, результат сознательного отказа от Божией любви. Люди, сделавшие в жизни такой выбор, вполне естественно продолжают следовать после смерти по накатанному пути. "Каким я жил, таким и в смерти буду!" - с вызовом восклицает обитатель Дантова ада.

Вот в каких примерно словах излагает православную точку зрения на ад и вечные муки св. Феофан Затворник, замечательный русский церковный писатель конца ХIХ века:

"Говорят: милосердие Божие не допустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, кто полон зла, а измениться не хочет? Они сами себя ставят за пределами милости Божией - и остаются там по своему свободному выбору…

Мы видим перед собой людей, ожесточенных во зле: если они не изменятся в земной жизни, то останутся такими же и по смерти, то есть навсегда. Когда придет всему конец - а ему придти неизбежно - где окажутся эти ожесточенные? Уж конечно, не вместе с теми, кто очистил душу от зла. Вот и ад! Изменятся ли они там к лучшему, не изменившись в лучших условиях земной жизни? Если нет, то вот и вечный ад!

Не Бог виновник ада и вечных мучений, а люди. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Того и ждет от нас Господь; за тем Он и на землю приходил, за то и принял смерть на кресте. Если Он желает безгрешности, то, значит, и желает избавить каждого от вечных мук. Все дело за нами.

Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад этому; для того он и дал нам узнать про ад, чтобы всякий поостерегся туда попасть".

  Если Бог - это любовь, то как Он мог допустить гибель детей в авиакатастрофе? В чем они могли быть виноваты перед Ним? Зачем они погибли? Кому нужна их гибель?

Вопрос о страдании невинных, в особенности детей, кажется неразрешимым (вспомните Ивана Карамазова!) - если забыть о двух важнейших фактах: во-первых, наша жизнь не ограничена смертью земного тела, и во-вторых, мы живем на земле не каждый сам по себе, но вместе с ближними - будь то семья, нация или человечество в целом, - и события, которые с нами происходят, могут иметь ключевое значение для окружающих. Именно об этом Господь напомнил своим ученикам, когда те задали Ему такой вопрос о человеке, родившемся слепым (Ин. 9:2).

Есть и другая, очень важная сторона у этого предмета. «Почему страдают дети?» – слышим мы гневные вопросы, как бы бесспорно допуская: взрослым-то Бог воздает по заслугам, ведет расчет до копейки… Молчаливо соглашаясь изображать Бога в виде палача и ростовщика, мы поневоле поддерживаем ересь, закрываем ближним путь ко Христу.

Итак, христианство - это не меню в ресторане, откуда каждый может выдернуть что ему заблагорассудится. Стоит лишь упустить что-либо, подменить, затуманить хоть одну из основ (догматов) веры, как рано или поздно все наше мировоззрение начнет разваливаться на части: перед нами возникнут "неразрешимые" вопросы, мы начнем "подправлять" веру, а затем и вовсе ее потеряем…

Разумеется, наше знание ограничено. Мы не можем однозначно ответить на вопрос "зачем" о гибели детей в авиакатастрофе - как и о любой смерти, любом страдании, любом проявлении зла. Но мы ясно видим, что смысл в страданиях существует - хотя проявляется он не всегда сразу и не всегда в тех, кто сам страдает. Мало того: увидеть этот смысл и применить его к своей собственной жизни - в этом подчас и состоит жизненный подвиг христианина. Ведь Спаситель перенес страдания ради нас - с тем, чтобы наше сердце отозвалось на Его любовь и зажглось ответной любовью. А Его воскресение из мертвых выводит нас за пределы страдания и освобождает человека от власти смерти, так что мы уже не боимся ее.

Кто знает: может статься, есть незримые нити, которые связывают эту катастрофу лично с вами: чтобы в вашей душе, через сострадание, сердечную боль, сомнения и жажду истины укрепилась и возросла святая православная вера.

Иеромонах Макарий


Отдел писем На заглавную страницу

C.S. Lewis
The
Screwtape
Letters

К.С. Льюис
Письма из
преисподней

 

.Предисловие

1.Введение

  .Разум

  .Наука

2.Церковь

3.Близкие

4.Молитва

5.Война

  .Страдания

6.Страх

  .Внимание

  .Сердце

7.Лженаука

  .Секта

  .Идеология

8.Маятник

  .Воля

9.Радости

  .Разочарование

10.Интеллигенты

  .Фундаментализм

11.Смех

  .Юмор

  .Пошлость

12.Уклонение

  .Угасание

13.Покаяние

  .Естество

  .Грехопадение

14.Смирение

15.Вечность

  .Время

  .Будущее

16.Община

  .Обряд

17.Обжорство

  .Лакомство

18.Мужчина

  .Женщина

  .Брак

19.Любовь

  .Влюбленность

20.Красота

21.Собственность

22.Христианка

  .Окружение

  .Грохот

23.Историзм

  .Реформа

24.Гордость

  .Особенность

25.Перемены

  .Мода

26.Семья

  .Уступчивость

27.Прошение

  .Свобода

  .Наследие

28.Смерть

  .Зрелость

  .Земля

  .Небо

29.Боязнь

  .Мужество

30.Изнеможение

  .Реальность

31.Поражение

.Добавление