"Давайте уничтожим ад!"

Если, как говорят православные, Бог - это любовь, то откуда же ад? Что же это за любовь, которая осуждает виноватых на вечную - вечную! - гибель в аду, без шанса на амнистию или помилование…

Возьмем красивую чашку тонкого фарфора, поднимем ее повыше над полом и разожмем пальцы. В следующую секунду чашки не станет: она разлетится вдребезги. Навечно.

Кто осудил нашу чашку на вечную гибель? Мы сами, не правда ли? "Ничего подобного, - скажет какой-нибудь мыслитель, - это Бог виноват! Мы только дали чашке свободу, предоставили ей возможность двигаться в любом направлении. А Бог подстроил ей сокрушительный удар…"

Разумеется, это вздор. Гибель чашки - это результат действия законов природы, законов, управляющих событиями видимого, материального мира. Законы эти нам неплохо известны: тяготение Земли, высота падения, жесткость пола и хрупкость фарфора позволяют однозначно предсказать результат нашего опыта.

В невидимом, духовном мире, где живут и движутся наши бессмертные души, действуют свои законы, столь же целесообразно и стройно установленные Творцом. Законы эти тоже можно изучать - в чем и состоит духовная мудрость святой Церкви, накапливаемая из века в век. И если в наше время иные отвернулись от нее, не хотят ее знать, от этого мудрость не перестает быть мудростью, а духовные законы - законами.

Вечная гибель злой, нераскаянной души с той же необходимостью следует из законов духовного мира, с какой гибель чашки - из законов мира материального.

  Сейчас часто пишут, что понятия об аде, о вечном осуждении и гибели устарели: современное зарубежное богословие их преодолело. В богословии, как и во всякой науке, происходит прогресс; почему же Православие цепляется за отжившие свой век понятия?

Разумно ли искать прогресса в богословии и в мировоззрении вообще? Обратимся за примером к более простой области - к арифметике. Не так давно, когда у всех на уме был прогресс и реформы, кто-то выдвинул проект "прогрессивной" таблицы умножения, где все гораздо проще, чем в нынешней, "устарелой": там 2 × 2 = 22, 4 × 7 = 47, и так далее. Такая таблица умножения больше понравится первоклассникам, но какой от нее прок? В точности то же самое можно сказать о "прогрессивном" мировоззрении…

  Почему же милосердный Бог создал такие жестокие законы, по которым душа обрекается на вечную гибель в аду?

Бог ада не создавал, как не создавал Он и вообще никакого зла. Бог любит нас и ждет от нас ответной любви, свободного выбора в пользу добра. Ад - следствие противоположного выбора, результат сознательного отказа от Божией любви. Люди, сделавшие в жизни такой выбор, вполне естественно продолжают следовать после смерти по накатанному пути. "Каким я жил, таким и в смерти буду!" - с вызовом восклицает обитатель Дантова ада.

Вот в каких примерно словах излагает православную точку зрения на ад и вечные муки св. Феофан Затворник, замечательный русский церковный писатель конца ХIХ века:

"Говорят: милосердие Божие не допустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, кто полон зла, а измениться не хочет? Они сами себя ставят за пределами милости Божией - и остаются там по своему свободному выбору…

Мы видим перед собой людей, ожесточенных во зле: если они не изменятся в земной жизни, то останутся такими же и по смерти, то есть навсегда. Когда придет всему конец - а ему придти неизбежно - где окажутся эти ожесточенные? Уж конечно, не вместе с теми, кто очистил душу от зла. Вот и ад! Изменятся ли они там к лучшему, не изменившись в лучших условиях земной жизни? Если нет, то вот и вечный ад!

Не Бог виновник ада и вечных мучений, а люди. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Того и ждет от нас Господь; за тем Он и на землю приходил, за то и принял смерть на кресте. Если Он желает безгрешности, то, значит, и желает избавить каждого от вечных мук. Все дело за нами.

Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад этому; для того он и дал нам узнать про ад, чтобы всякий поостерегся туда попасть".

  Если Бог - это любовь, то как Он мог допустить гибель детей в авиакатастрофе? В чем они могли быть виноваты перед Ним? Зачем они погибли? Кому нужна их гибель?

Вопрос о страдании невинных, в особенности детей, кажется неразрешимым (вспомните Ивана Карамазова!) - если забыть о двух важнейших фактах: во-первых, наша жизнь не ограничена смертью земного тела, и во-вторых, мы живем на земле не каждый сам по себе, но вместе с ближними - будь то семья, нация или человечество в целом, - и события, которые с нами происходят, могут иметь ключевое значение для окружающих. Именно об этом Господь напомнил своим ученикам, когда те задали Ему такой вопрос о человеке, родившемся слепым (Ин. 9:2).

Есть и другая, очень важная сторона у этого предмета. «Почему страдают дети?» – слышим мы гневные вопросы, как бы бесспорно допуская: взрослым-то Бог воздает по заслугам, ведет расчет до копейки… Молчаливо соглашаясь изображать Бога в виде палача и ростовщика, мы поневоле поддерживаем ересь, закрываем ближним путь ко Христу.

Итак, христианство - это не меню в ресторане, откуда каждый может выдернуть что ему заблагорассудится. Стоит лишь упустить что-либо, подменить, затуманить хоть одну из основ (догматов) веры, как рано или поздно все наше мировоззрение начнет разваливаться на части: перед нами возникнут "неразрешимые" вопросы, мы начнем "подправлять" веру, а затем и вовсе ее потеряем…

Разумеется, наше знание ограничено. Мы не можем однозначно ответить на вопрос "зачем" о гибели детей в авиакатастрофе - как и о любой смерти, любом страдании, любом проявлении зла. Но мы ясно видим, что смысл в страданиях существует - хотя проявляется он не всегда сразу и не всегда в тех, кто сам страдает. Мало того: увидеть этот смысл и применить его к своей собственной жизни - в этом подчас и состоит жизненный подвиг христианина. Ведь Спаситель перенес страдания ради нас - с тем, чтобы наше сердце отозвалось на Его любовь и зажглось ответной любовью. А Его воскресение из мертвых выводит нас за пределы страдания и освобождает человека от власти смерти, так что мы уже не боимся ее.

Кто знает: может статься, есть незримые нити, которые связывают эту катастрофу лично с вами: чтобы в вашей душе, через сострадание, сердечную боль, сомнения и жажду истины укрепилась и возросла святая православная вера.

Иеромонах Макарий


Отдел писем На заглавную страницу