Я верю в Бога, в высшую силу, стоящую надо всем миром, верю в вечность, в бессмертие души. Но я не признаю никаких религий и в церковь не хожу: зачем мне это нужно?
Попробуем разобраться, зачем это нужно. Больной выходит из кабинета врача и говорит:
- Да, я вижу, что медицина способна мне помочь. Доктор верно поставил мне диагноз и выписал бесплатный рецепт. Но в аптеку я не пойду: зачем мне это нужно?
Или другая ситуация: человек тонет в море. Рядом - корабль, откуда ему бросают веревку. Человек говорит (если, конечно, он способен говорить при таких обстоятельствах):
- Да, я вижу корабль, вижу, что меня могут вытащить. Но хвататься за веревку не буду: зачем мне это нужно?
Чтобы эти примеры имели смысл, мы должны осознать, что с нами не все в порядке: что мы больны, что мы гибнем. Те, кто перенес в этой жизни много горя, кто испытал полную меру страданий, кто видел много зла, знают об этом без лишних слов, - и потому для них абстрактное знание о "высшей силе" скорее чем у других переходит в живую горящую веру в Бога-Творца, Спасителя и Утешителя. Но и у тех, чья жизнь проходит сравнительно спокойно и безмятежно, всегда есть перед глазами одно сильнейшее напоминание, общее для всего человеческого рода - смерть. "Помни о смерти!" - говорили мудрецы древности; память о смерти отрезвляет и вразумляет каждого, кто способен всерьез задуматься о своей жизни.
Итак, "высшая сила, стоящая надо всем миром" важна и интересна нам в первую очередь потому, что она способна нам помочь: спасти от гибели в пучине, исцелить от болезни, имя которой - смерть. А раз так, то нам надо позаботиться о том, чтобы помощь эту принять: выпить лекарство, ухватиться за веревку. Иными словами, установить связь с этой высшей силой. Установление связи - точный смысл слова "религия" (от латинского religio).
Если Бог - это всемогущая Высшая Сила, то почему же от нас еще что-то требуется? Почему Он Сам не может избавить нас от зла и смерти, если Он Сам сотворил и людей, и вообще всю вселенную?
Есть глубокая разница между человеком и всеми прочими Божиими творениями, от камней и песка до человекообразных обезьян (которых нам пытаются навязать в предки): человек наделен свободной волей, обратная сторона которой - ответственность за свои поступки, за всю свою жизнь.
Известен случай, когда в горах, во время пурги, на привале погиб турист. Замерз насмерть в палатке, в спальном мешке, посреди своих товарищей, которые помогали ему, чем могли. Положение их было трудное, но не безнадежное, - а он утратил волю к жизни, волю к спасению, и его организм перестал сопротивляться холоду.
Смерть и зло - наши собственные "достижения". Зло возникло и распространилось в мире потому, что мы - люди - стали хуже, чем мы должны быть; смерть - естественное следствие зла. Чтобы спастись, нам надо стать лучше, а для этого необходима наша воля к жизни, то есть воля к добру, воля к покаянию. Если у нас ее нет - мы гибнем, как тот турист на привале.
Бог, конечно, мог бы уничтожить и нас, и все наше зло, но Он любит нас и создает нам все условия для покаяния и исправления. Лучше мы можем стать только при содействии Бога, только если свободной волей возьмемся за дело вместе с Ним и пойдем Ему навстречу.
Разных религий очень много, и одна противоречит другой: где же истина? Разве что выбрать такую религию, которая объединяет все остальные: в последнее время об этом много пишут…
Продолжая наш пример с врачом, представим себе больного, который отказывается от лечения потому, что кругом слишком много советчиков: один посылает к бабушке, другой к дедушке, третий велит пить мочу, четвертый подсовывает чудо-мазь на постном масле и уксусе… А "универсальная религия, объединяющая все остальные" похожа на попытку последовать всем советам сразу - и тогда уже не обойтись без услуг гробовщика.
Вплоть до совсем недавних пор многие решали этот вопрос очень просто: "Я русский - следовательно, я православный" - и решение это было вполне верным и надежным. Ну а в наше время, когда в мире все пришло в движение, когда европейские народы растеряли свое христианское наследие, когда язычество, оккультизм и прямой сатанизм стали орудиями "Нового Мирового порядка", искренние богоискатели всего мира открывают для себя издревле известный факт: если Бог один, если Он являлся на землю один раз, и основал на земле Свою Церковь, - то Церковь эта как была, так и остается одна-единственная, и Церковь это - Православная.
Убедиться в этом можно двумя путями: длинным и коротким. Длинный путь подходит для иностранцев и для людей с большим багажом знаний: он состоит в изучении истории христианства, сравнительного богословия, православного вероучения и других дисциплин. Многие идут этим путем; они открывают Православную Церковь снаружи, исследуют, разглядывают ее, и, наконец, убедившись, что это и есть истинная Церковь, которую они искали, принимают Православие. Беда только в том, что не каждому в жизни отведено столько свободного времени и столько возможностей для спокойной учебы…
Поэтому Господь дал нам, православным народам, другой, короткий путь: открыть Церковь не снаружи, а изнутри. "Прииди и виждь", - ответил некогда апостол Филипп своему другу Нафанаилу на его сомнения о явившемся Мессии. "Прииди и виждь", - говорит сегодня Церковь каждой русской душе, "скорбящей, озлобленной, помощи Божией требующей". Православие - это не только и даже не столько учение, сколько образ жизни. Реальность церковной жизни, сохраненной Господом на русской земле вопреки адским усилиям ХХ века, неизмеримо богаче всех учебных пособий и академических изданий. Это богатство - ваше.
Отдел писем | На заглавную страницу |