Я люблю женатого человека. Он тоже очень меня любит... Мы в отчаяньи. Верим,что любовь, которая нам дана - от Бога. Но священник сказал,что нам надо расстаться, что нас могут отлучить от Церкви, и что я пошла против Господа. Я и подумать не могу об отлучении, но и мысли о разлуке с любимым и родным человеком приводят в ужас. Как нам поступить?
Прежде всего понять, что в такой форме - это один из самых значительных конфликтов всего нашего нравственного строя. И разрешение его не может быть ни простым, ни однозначным.
Но кроме того надо признать и понять, что при всей своей остроте конфликт этот очень распространен; почти каждый, в той или иной мере, в тот или иной момент, испытывает его - а иные и по многу раз... Причем разница между людьми - главным образом не в природе этого конфликта и даже не в его остроте и интенсивности сопровождающих чувств, а в том, как люди реагируют на него, как преодолевают - или, наоборот, капитулируют перед ним.
Начнем с того, что влюбленность - это болезнь, болезненное состояние. На эту тему сказано и написано, вероятно, больше чем на любую другую... Но очень важно при этом понять, что влюбленность сама по себе может быть и не сопряжена со стремлением мужчины и женщины друг к другу, с нашим половым инстинктом. Во многих случаях родственные или дружеские отношения, независимо от пола, приобретают болезненные черты влюбленности: бабушки и дедушки влюбляются в своих капризных внуков и внучек. Мальчики и девочки влюбляются в учителей и учительниц, а нередко и в портрет Государя Императора. Вспомните бессмертный монолог Репетилова в четвертом акте "Горя от Ума": в гротескном, остро-карикатурном виде это точный портрет влюбленного со всеми характерными чертами мысли и речи.
...А у меня к тебе влеченье, род недуга,
Любовь какая-то и страсть,
Готов я душу прозакласть,
Что в мире не найдешь себе такого друга,
Такого верного, ей-ей;
Пускай лишусь жены, детей,
Оставлен буду целым светом,
Пускай умру на месте этом,
Да разразит меня Господь...
- Да полно вздор молоть! -
Не любишь ты меня, естественное дело:
С другими я и так и сяк,
С тобою говорю несмело,
Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак...
Конечно, это комедия. Но когда в реторте земного бытия природная влюбчивость нашей души сплавляется с неудержимыми желаниями нашей плоти, и всё это замешивается на вязком, тягучем, жадном грехе прелюбодеяния, - тогда нам становится далеко не до смеху. Неисчислимые трагедии исковерканных человеческих судеб свидетельствуют о губительности этой болезни красноречивее, чем пирамиды черепов на кровавом пути Тамерлана.
Однако не всякое болезненное состояние губительно для человека. Беременность, например, это тоже болезненное состояние, которое при обычном течении заканчивается добрым и радостным событием - рождением ребенка. Но ведь та же самая беременность может стать смертельной угрозой - например, внематочная. Что будет с женщиной, у которой обнаружили внематочную беременность, если она не смирится с необходимостью хирургического вмешательства?
Сходным образом обстоит дело с влюбленностью. В нормальных условиях болезнь влюбленности приводит к доброму и радостному событию - браку, - и весь тот эмоциональный заряд, который наполнял влюбленные души, становится мощной созидательной силой в строительстве здания супружеской любви. Но бывает и по-иному, как в вашем случае... Подобная "внематочная влюбленность", той же самой природы, что и нормальная, несет с собой разрушение и смерть.
И здесь на первый план выходит то самое качество души, та самая жизненная сила, которая на словах у нас пользуется немалой популярностью, а на деле сплошь и рядом находится в пренебрежении: смирение. Как ни странно, именно смирение помогает предолеть конфликт, выйти из него победителем, а его отсутствие гарантирует позорную капитуляцию. И недаром ведь преп. Антоний Великий говорил, что избежать сетей сатаны позволяет одно только смирение.
Далеко не каждый влюбленный ощущает болезненность своего состояния, наоборот - как правило оно представляется нам неким взлетом, кульминацией жизненной энергии. Но сути дела это не меняет. Итак, первый шаг - вместо гордого упоения смиренно признаем болезненное состояние нашей души. Признаем, что мы больны, и что наша болезнь нуждается в лечении, - и будем искать исцеления у Небесного врача и у Его земных помощников.
Каким будет лечение - хирургическим или консервативным? Какие лечебные средства надо применить? И кто еще должен принять участие в этом процессе, способствовать его успеху, или также подвергнуться терапии? - Все эти вопросы можно разрешить только на исповеди, в индивидуальном порядке. Но основное направление, я надеюсь, вы приняли.
Иеромонах Макарий
Отдел писем | На заглавную страницу |