Истина и ложь невидимого мира

Верят ли православные в ангелов и бесов, или только в Бога?

Это очень распространенный вопрос в наше время. Многие задают его, искренне желая познакомиться с православной верой, но нередко в нем содержится ловушка: дескать, ангелы и бесы (вкупе с лешими, водяными, порчей, дурным глазом и т. д.) - плоды дремучего невежества, которому противостоит либо "современная наука" в лице "экстрасенсов" и "валеологов", либо, на худой конец, "современное христианство", т.е. протестантизм того или иного разлива. Вопрос этот, в самом деле, заслуживает серьезного внимания; как и все глубокие вопросы Православия, он не решается одним росчерком пера, а требует от каждого из нас христианского просвещения, молитвенного труда и усвоения существа христианской жизни.


"Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, творца небу и земли, видимым же всем и невидимым", - так начинается Символ православной веры. Уже это напоминает нам о двух непреложных фактах, которые всегда были приняты Церковью, полностью согласуются со Св. Писанием и вплоть до недавнего времени ни у кого из трезво мыслящих людей не вызывали сомнения:

1. Существует невидимый мир, отличный от видимого.

2. Невидимый мир, как и видимый, сотворен Богом.

Сюда же нужно добавить и третий факт:

3. Человек имеет видимую и невидимую составляющую, которые постоянно и многообразно влияют друг на друга.

С тех пор, как Никейский Символ веры был принят в качестве основы христианского вероучения, прошло почти тысячу семьсот лет, и мы очень много нового узнали о видимом мире. Это и неудивительно: по самой природе своей он открыт человеческому взору и свободному познанию. Сегодня мы чаще называем его материальным миром: хотя важнейшие его составные части и явления, от "элементарных" частиц, атомов и молекул до отдаленных галактик, от электромагнитных волн до внутриядерных взаимодействий, не говоря уж про обычные запахи и звуки, нашему глазу невидимы, тем не менее все они подчинены единообразным законам. Законы эти как раз и служат предметом естественных и технических наук.

Отцы Церкви не имели и сотой доли наших современных знаний о материальном мире; само собой разумеется, что многие естественно-научные данные того времени, которыми они пользовались для иллюстрации своих выводов, давно устарели. Однако христианское мировоззрение, которое мы получили от них в наследство, все так же ясно и непротиворечиво: надо только применять его к сведениям истинной, серьезной науки о природе, а не к бредням, которые по чужому заказу заполняют множество наших учебников…

А что же невидимый, нематериальный мир? Есть ли здесь что-нибудь новенькое? Помогают ли нам разобраться в нем естественные науки? На этот вопрос нужно ответить самым прямым и решительным "нет". Почему? По самому определению этих наук, цель и методы которых направлены именно к исследованию материального мира. Если их правильно и честно применять, они приносят ценные и полезные плоды; если же злоупотребить ими - плоды оказываются горькими, как в материальном, так и в духовном смысле.

В этой связи иной раз приходится слышать мнения о якобы "бесовской природе" многих предметов современной жизни, особенно компьютеров. Здесь нужна более точная формулировка, тогда все встанет на свои места. Действительно, бесовской природой в огромном числе обладают плоды современной коммерческой "культуры": порнография, похабная рок-"музыка", кино- и теле-продукция, реклама на наших улицах и т.д. и т.п. Действительно, все они изготовлены при помощи компьютеров - однако от этого "бесовская природа" никак не сообщается самому компьютеру, как не сообщается она фотоаппарату, печатному станку или простой авторучке, которые участвуют в том же процессе. Газета, которую вы держите в руках, набрана и сверстана на компьютере - иначе мы не могли бы ее издавать.

Компьютер, как и вся прочая техника, относится к видимому, материальному миру. Материя сама по себе нейтральна; выбор между добром и злом принадлежит человеку. Бесовскую природу усваивают не компьютеры, а люди, которые делают бесовское дело…

То же самое можно сказать и другой стороне невидимого мира: божественная благодать аппаратами не измеряется, в физические теории не укладывается и экспериментальному исследованию не поддается. Там, где кончается материальная сфера, кончается область естественных наук: это ясно всякому честному ученому, как и всякому здравомыслящему человеку.


Впрочем, лет 100-200 тому назад подобной ясности в ученом мире не было. То был сравнительно короткий период в истории человеческой мысли, когда у людей стали размываться привычные рамки здравого рассудка. Произошло это, с одной стороны, из-за бурного, хаотического развития техники и естественных наук (когда людям было некогда всерьез задуматься над тем, что они обнаружили и сделали), а с другой - из-за одновременного распада инославного христианства на Западе. Поэтому нередки были ученые наподобие К. Фохта, утверждавшего, например, что "мозг выделяет мысль так же, как печень - желчь" (не надо при этом думать, что они слишком хорошо разбирались в работе печени…)

Но у материалистов прошлого было одно доброе качество: в большинстве они были честными людьми. Они грубо заблуждались, но они были искренни в своем заблуждении. Если бы им предложили приведенный выше тезис - "Существует невидимый мир, отличный от видимого" - они бы ни секунды не колеблясь отвергли его: в мировоззрении материализма нет ничего кроме материального мира. Иронические строки А.К. Толстого, "…Что нету души, но одна только плоть, и что если и впрямь существует Господь, то Он есть только вид кислорода", - были ясно узнаваемым портретом современника: вспомните хотя бы тургеневского Базарова.

Тем из нас, кто успел хлебнуть марксизма и политучебы, такой подход к миру хорошо знаком; но, как видно, благодаря своей прямоте, он не так уж опасен. Стоит только человеку обнаружить ошибку, понять ее умом или почувствовать сердцем, как он, отбросив в сторону материализм, волей-неволей берется за реконструкцию своего мировоззрения. Многим из таких людей Господь указывает путь в Церковь: мы обязаны помочь им. Не похожи ли они на некоего Савла, внезапно пораженного слепотой на дороге из Иерусалима в Дамаск?…


Совсем иное дело наши современники оккультно-прогрессивной ориентации. Бывшие доценты марксизма, политинформаторы и редакторы молодежных газет сегодня идут в народ с "биоэнергетикой", "валеологией" и "целительством"; дело это занятнее, чем научный коммунизм, да и доходнее. Они вовсе не отвергают невидимого мира, наоборот, - они станут вас убеждать, что им он известен гораздо лучше, чем кому бы то ни было, и что благодаря своему знанию и опыту они способны вам помочь в целом ряде важных дел: поправить здоровье, наладить семейную жизнь, найти хорошую работу…

Примитивная ложь, расчет на дурачка? Ложь - да, но, к сожалению, далеко не примитивная, а очень серьезная и трудно раскрываемая. Сплошь и рядом такие "специалисты" действительно могут вылечить человека от болезни, повлиять на его личные отношения, на общественное положение. Колдовство - не выдумка невежд, не бред воспаленного воображения, не уловка хитрого фокусника (хотя эти спутники неизменно окружают его, затемняя суть дела); колдовство, или магия, - это техника реального вмешательства в невидимый, нематериальный мир. Техника эта известна с незапамятных времен; в наши дни, по целому ряду причин, она получила особенно широкое распространение.

Православному читателю не нужно объяснять природу колдовства как общения с падшими ангелами, злыми силами невидимого мира - то есть с бесами. Не нужно напоминать и о том, что за всякую пользу и выгоду, сознательно полученную путем колдовства, человек платит страшную цену: легенда о Фаусте, который продал душу дьяволу, - всего лишь отражение бесчисленных реальных событий. Однако сегодня, когда Православие снова входит в жизнь нации после семидесяти лет "вавилонского плена", множество наших современников страдают тем самым дремучим невежеством, в котором обвиняют православных. Наш долг - не отвечать хулой на хулу, а помогать людям, всячески содействовать их просвещению. Это гораздо труднее, чем опустить монету в ладонь нищего: от нас требуется, по слову Спасителя, голубиная простота и змеиная мудрость в одно и то же время. Вот еще одна причина, почему каждый из нас, в меру своих способностей и возможностей, обязан совершенствовать свои знания.


Пытаясь защитить "целительство", нам заметят, что любая медицина в той или иной степени включает в себя взаимодействие между материальной и нематериальной составляющей человека, причем иногда в этом состоит весь смысл медицинской процедуры. Например, психотерапевт, воздействуя на душевную сферу больного (сознание, память, совесть), добивается устранения физической болезни: что же, его тоже надо считать сотрудником сатаны? Факт влияния невидимой сферы на видимую в человеческом организме никогда не было секретом, и в наши дни, несмотря на сопротивление материализма, он постепенно возвращается на свое законное место. Больше того, с развитием техники и усилением специализации в медицине, как, наверное, никогда прежде, стало ясно, что настоящий врач лечит именно человека целиком, - и тело, и душу, а вовсе не отдельную функцию или орган, наподобие сантехника или автомеханика… Чем тогда хуже "нетрадиционная" медицина? Только отсутствием диплома?

Это полезное соображение. Оно позволяет лучше очертить границу медицины как таковой. В самом деле, врачи были во все времена, и Церковь никогда не отказывала в почете их искусству. Благочестивые христиане всегда обращались к врачам за помощью, тщательно избегая при этом магов, ворожей и гадателей. Как они отличали одних от других? Ведь дипломы и лицензии появились не так давно (а в наше время цена им - буквально - грош: в московском метро дипломы продаются вместе с сигаретами и похабными журналами).

Важнейшее отличительное свойство медицины, общее с другими науками, искусствами и ремеслами - это ее открытость. Врачу нечего скрывать от пациента: врач применяет те или иные видимые для всех средства (медикаменты, процедуры, операции), а если к ним добавляются невидимые, нематериальные средства, то они принадлежат только ему, врачу: он ни к кому за ними не обращается, не служит посредником между больным и кем бы то ни было…

Если же врач становится посредником, тогда медицина уступает место (частично или полностью) целительству, и врача с полным правом следует назвать целителем. Мы употребляем эти слова без кавычек, поскольку нам всем хорошо знакомы истинные святые целители, от св. великомученика Пантелеимона, бессребреников Космы и Дамиана, до наших современников, прав. Иоанна Кронштадтского, св. Иоанна Шанхайского и многих других. Подробности их посредничества во многих случаях скрыты от нас (не в последнюю очередь по смирению самих целителей), но одно мы можем сказать с полной уверенностью: через них исполняется милосердная воля Самого Господа.

Посредством святых служителей Его св. Церкви, светлая, божественная сторона невидимого мира вступает в чудесный контакт с миром видимым. Неудивительно, что видимое, материальное изцеление оказывается не последним и не самым главным результатом такого посредничества: оно всегда ведет к высшей цели, причем не только для самого больного, а для многих и многих других. Прообраз этому - изцеления, совершенные Самим Спасителем в дни его земной жизни; в последнее время ярчайший пример мы видим в жизни прав. Иоанна Кронштадтского Чудотворца.

В самом деле, почему появился в России такой целитель? Только ли для того, чтобы выздоровело несколько тысяч или десятков тысяч человек? Ведь не мог же он изцелить всех больных на Руси! И почему он не совершил других, более "значительных" чудес? Может быть, тогда люди бы покаялись вовремя и не было бы революции…

Но если подумать, все сомнения исчезают. Как ничто другое, факт телесного изцеления становится для больного, для его близких, друзей, окружающих, неопровержимым и незабываемым знаком Божией любви и якорем надежды. Пусть в страшный час падения России, по их грехам и по обстоятельствам времени, вера у них зашаталась; пусть они спотыкались в сетях атеизма, обновленчества, экуменизма и прочих зол, раскинутых по дорогам ХХ века; пусть Божий лик по временам скрывался у них из глаз, - но никакими силами нельзя было вытравить одного, накрепко укорененного у них в душе убеждения: где "батюшка Иоанн" - там Бог… До поры это убеждение оставалось их личным или семейным достоянием, но понемногу общецерковное почитание Кронштадтского пастыря росло и ширилось, и когда он был причислен к лику святых, они пришли в Церковь, чтобы встретить его, - и вместе с ним встретили Христа. Так, Божиим промыслом, благодаря изцелениям в Кронштадте, почти сто лет спустя поднялась Русская Церковь и двинулась к прославлению Новомучеников ХХ века и к возрождению России.

Вспомним и о целительнице более позднего времени - о блаженной Матроне Московской (Никоновой). Ей пришлось нести свой подвиг в страшную эпоху, когда русский народ был под двойным гнетом богоборческой власти и безбожной культуры. И скольким бы людям она ни помогала в болезнях и скорбях, главным для нее всегда было воздействие на душу человека, возвращение ее на путь правды и веры, на путь Церкви. Решительно то же самое можно сказать обо всех православных целителях.


Иное дело "целители" в кавычках. В отличие от врачей, они тоже становятся посредниками, тоже обращаются за вмешательством извне, но к кому именно? Сплошь и рядом грамотный православный может точнее ответить на этот вопрос, чем горе-колдун, выпускник какого-нибудь "Университета Парапсихологии". Кто-то и рад бы "не верить в бесов", да уж слишком много их развелось кругом…

И снова нам выдвинут возражение, самое, пожалуй, распространенное: дескать, "целители", кем бы они ни были, реально помогают людям. Их помощь наглядно видна всякому, а уж там бесы в этом участвуют, или не бесы, - та самая бабушка надвое сказала. На то он и невидимый мир, чтобы избегать однозначных заключений… А в видимом мире был человек болен - и стал здоров. Тем более, что в последнее время "экстрасенсы" и "парапсихологи" объявляют себя православными, обзаводятся иконами, пускают соответствующую музыку… Что вам, мол, еще нужно?

На вопрос "Что нам нужно?" ответить очень просто: нужна истина. Объявить себя православным может всякий: привлечь к ответственности за обман, к сожалению, не удается. Верно, в невидимом мире законы и методы познания отличаются от видимого, но и тут возможны однозначные заключения: материала для них предостаточно. А вот что касается до "реальной помощи" больным, то надо быть поосторожнее с выводами. Не нужно ли прослеживать судьбу исцеленного больного немного дальше, смотреть вперед, как будут развиваться события?

В этом и состоит та серьезная и трудно раскрываемая ложь, о которой шла речь выше. Невидимые силы зла под видом помощи и исцеления отвлекают отвлекают, отталкивают людей от Бога. Человек в самом деле может получить от них облегчение в своих страданиях и помощь в решении многих земных проблем. А что дальше? Если вы незнакомы с христианским мировоззрением, вспоминайте хотя бы историю Фауста.

Заметим, что путаница с понятиями медицины и целительства очень характерна для нашего времени. По очевидным причинам, оккультисты-"целители" скрывают свои потусторонние контакты; вывести их на чистую воду можно лишь на основании магической символики и колдовских ритуалов. При этом излишняя подозрительность при недостатке здравого смысла иной раз приводит к досадным конфликтам. Один массажист достигал хороших результатов, снимая болезненные симптомы травм позвоночника; когда же выяснилось, что он работает "неконтактным методом", т.е. не дотрагиваясь до кожи, его тут же обвинили в "призывании злых духов".

- Удивительно, - сказал массажист, -"злые духи" появляются лишь тогда, когда я отнимаю руки от спины пациента!

- Обычный массаж никого не волнует, - ответили ему, - это простая медицинская процедура.

- Напрасно вас "не волнует" обычный массаж, - заметил массажист, - За ссылкой на "простую медицинскую процедуру" вы скрываете свое невежество. Может ли кто-нибудь из вас объяснить в простых медицинских терминах, каким образом прикосновение к пояснице больного устраняет спазм мочеточника, не поддающийся медикаментозному воздействию?

Больше массажиста не беспокоили.

Интересно вспомнить и об ошибке противоположного рода. Когда по молитве Г.Е. Распутина чудесным образом (согласно свидетельству врачей) остановливалось кровотечение у св. страстотерпца Цесаревича Алексия, современники с пренебрежительной усмешкой относили это за счет "обычного магнетизма"… Мода на слова меняется, а человеческая глупость остается.

Остается добавить в заключение, что наша глупость (точней, нежелание думать) играет решающую роль в нынешних успехах оккультистов. Будь мы немного пытливее, внимательней и серьезней, мы бы легко оставили их без клиентуры.

У всех оккультистов, лже-целителей, валеологов, ведьм и т.д. есть одна общая черта, и чтобы ее найти, от нас вовсе не требуется знание оккультных наук. Эта общая черта - ложь. "Ваш отец диавол… - говорит Спаситель, - он лжец и отец лжи". Оккультисты не могут не лгать: если они перестанут лгать, им надо менять профессию. При этом в большинстве случаев их ложь, как ослиные уши, обнаруживается очень легко: достаточно познакомиться с их рассуждениями на исторические, социальные, религиозные или технические темы.

Приверженность лжи - и отсутствие не только интереса к истине, но и даже самого понятия о ней - весьма характерное свойство современного "постхристианского" сознания в целом (о чем все чаще пишут западные авторы): тем самым сатана и его слуги приобретают в этом мире невиданную прежде силу. Однако в том же самом состоит источник их слабости: так уж устроил Господь вселенную, такие дал ей законы, что истину не удается спрятать. Ложь - проекция невидимой бесовщины на видимый мир; тут, при свете Божиего разума, мы ее можем вскрыть и уничтожить.

Примеров такой лжи сколько угодно: из них можно составить целую книгу. рассмотрим всего только два. Первый - "заряженная" вода. Всем известно: оккультисты снабжают желающих специальной "наговоренной" водой. Многие думают, что она ничем (кроме разве что цены) не отличается от водопроводной, но данные наблюдений говорят о другом: люди подвержены ее действию. Что это за действие, точно сказать мы не можем, а знаем лишь, что оно нематериальной природы, со всеми перечисленными выше выводами. А теперь заметьте: оккультисты требуют называть свою воду "заряженной", и добавляют нечто глубокомысленное насчет положительных и отрицательных зарядов… Почему? Да потому, что электрические заряды знакомы каждому из нас со школьной скамьи как предмет материального мира: тем самым природа наговоренной воды для наивного человека успешно маскируется.

Но не надо быть наивным, особенно с оккультистом. Напомните ему, что вода - это электролит, что заряды в ней существуют в форме ионов того или иного знака, концентрация которых измеряется привычными техническими средствами… Вполне вероятно, что в ответ он выплеснет на вас другие дары своих потусторонних хозяев - а именно злость, грубость и презрение.

Второй пример - из споров об астрологии. В ответ на иронические замечания скептиков, что-де отдаленные небесные тела никак не могут влиять на земную жизнь, астрологи напомнят вам про силы тяготения: именно они, действуя между отдаленными небесными телами, удерживают и Землю на своей орбите, и всю солнечную систему, и неведомые нам галактики. Пока вы раздумываете, что на это ответить, вам свысока бросят еще парочку фраз о "возмущении гравитационного поля" за счет движения планет, и если ва засомневались и отступили, то дело сделано: астрология оправдана, а вы в глазах окружающих, как и в собственных, предстали невеждой.

Но ни в коем случае нельзя сомневаться и отступать! Нет нужды говорить о неоднородности тяготения Солнца и Луны, чему свидетельство морские приливы (полезно проверить себя и вспомнить, почему именно Луна, а не Солнце, главным образом воздействует на приливы, хотя сила ее притяжения почти в 200 раз меньше). Но вот планеты - так ли уж они сильно "возмущают гравитационное поле", чтобы оправдать существование астрологической индустрии? Тут, скорее всего, на вас поднимут крик: кто вы, мол, такой, чтобы судить - сильно или слабо? Воздействие существует, и точка! А вы не спешите ставить точку. Вспомните: тяготение-то всемирное. Значит, и сопоставлять его можно с любыми предметами, и далекими, и близкими. Какая планета вас интересует? Самая большая и не слишком отдаленная, Юпитер? Вы, наверное, не помните наизусть массу Юпитера и расстояние до него, но не поленитесь, протяните руку к энциклопедическому словарю. Возьмите карандаш, клочок бумаги, и покажите любопытным, что за полмиллиарда километров Юпитер притягивает к себе с такой же силой, как стоящий в нескольких метрах от вас груженый железнодорожный вагон… Или вся эта астрономическая мишура - всего лишь камуфляж для астрологов и оккультистов, словесный фасад, за которым скрыты нематериальные силы, и все их поразительные "откровения" и "предвидения" связаны не с тяготением далеких планет, а с тем, что люди сознательно и добровольно подчиняют свою жизнь этим силам?

Господь всегда помогает своим верным слугам найти истину, если они стремятся к ней. Это как в школьных задачках по физике: на первый взгляд трудно, но всегда есть какая-нибудь "зацепка" для простого решения: в школе ведь не проходят высшую математику. Все мы школьники у Господа, и каждому Он дает задачи по силам. Надо только не отступать, не бояться трудностей, и не делать вид, что нас это не касается. "Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной".

Иеродиакон Макарий, г. Иваново


В начало страницы На заглавную страницу