Однажды в Лавре, у Успенского собора, услышал я разговор между экскурсантами, суть которого в том, что как может сочетаться такая красота храмов с такой угрюмой серой массой людей, их наполняющей. Почему все хмурые? Почему не слышно смеха? И действительно, почему?...
Есть над чем подумать!...
Начнем вот с чего: картина, которую вы нарисовали, изображает внешние свойства людей, их манеру держаться, говорить, жестикулировать, одеваться и т.п. - а вовсе не подлинное, внутреннее состояние их душ. Как священник, которому постоянно приоткрывается именно внутренний мир человека - будь то на исповеди, в частной беседе, даже в налету заданном вопросе - могу засвидетельствовать огромную, принципиальную разницу между тем и другим. Любой толковый психолог и психотерапевт скажет вам то же самое, вне связи с верой или религиозностью.
А если так, если мы имем дело с "внешней оболочкой" души, то надо признать ее зависимость не столько от вероисповедания, сколько от культурных, национальных и социальных факторов. Иными словами, люди ведут себя в обществе так или иначе не потому, что они православные, мусульмане или буддисты, а потому, что они русские, украинцы, испанцы или негры, молодые или пожилые, бедные или обеспеченные и т.п. Долгие годы жизни за границей, причем главным образом в православной среде, полностью подтверждают этот вывод. Православные жители США, независимо от их этнического происхождения, с виду ничем не отличаются от своих сограждан в сопоставимых социально-культурных группах, а поведение православной арабской молодежи в Св. Земле шокирует даже самого благожелательного приезжего из России.
Итак, перечислим те внешние причины, которые могли бы вызвать у приходящих в наши храмы впечатление "серой массы":
Иеромонах Макарий
Отдел писем | На заглавную страницу |