Можно ли выходить замуж без любви, просто потому, что человек хороший или уже возраст подошел?
Здесь всё зависит от того, что стоит за фразой «без любви», какая реальность за нею прячется. Если без потери душевного мира, сна и аппетита, без двоек и прогулов, без отчаяния, тоски, уныния, восторга, исступления, слез, драк, скандалов, истерик и резаных вен – тогда можно. А если без твердой решимости отдать себя, всецело и навсегда, в жизни этой и будущей, одному-единственному человеку, стать с ним частями одного нераздельного целого – тогда нельзя.
У меня есть давний друг, серьезный, надежный - с такими как раз крепкие семьи, наверное, и бывают. Он давно в женихи мне набивается, но в качестве своего мужа я его не представляю, да и вообще как противоположный пол не воспринимаю его. Может ли он быть "второй половинкой" для меня? Я считала, что нечестно обманывать человека и через силу завязывать с ним отношения, т.к. хочется стать любящей ласковой и заботливой женой, и в брак вступать не по тупому расчету, а по любви или какому-то хоть малейшему притяжению...
Этот вопрос из числа самых серьезных, и любой здравомыслящий священник начал бы с личного знакомства с вами и с вашим другом, чтобы затем помочь вам трезвым и обоснованным духовным советом. Но я, очевидно, лишен такой возможности - а отвечать надо.
Тогда возьмите две книги, "Войну и Мир" (сюжетную линию Наташи и Пьера) и "Три года" Чехова. Прочитайте внимательно, поставьте себя на место обеих героинь, обдумайте, насколько их опыт приложим к вашей ситуации... Я же попытаюсь напомнить вам о двух распространенных ошибках, об уклонениях в ту и другую сторону от верного пути.
Одна ошибка - взгляд на брак как на некий "технологический процесс", который можно "настроить" или "оптимизировать", исходя из внешних соображений, или - что уже не ошибка, а прямое безумие - "по благословению старца". Об этом сказано достаточно, в том числе и в официальных документах Церкви, но подобные заблуждения, как ни прискорбно, встречаются до сих пор.
Другая ошибка, как нередко бывает, противоположна первой: попытка устроить брак на узко-эмоциональной основе. Думаю, вы не совершаете этой ошибки (о чем свидетельствет ваша разумная поправка, "или какому-то хоть малейшему притяжению"), но недостаток жизненного опыта не дает вам обнаружить такое "притяжение" на более широком фронте жизненного контакта. У женщин, кстати, эта ошибка преодолевается легче и быстрее, чем у мужчин: некоторые, хоть им кол на голове теши, отказываются видеть в женщине будущую супругу, если она по внешнему виду заметно отличается от журнально-телевизионных кукол...
И, наконец, последнее: напомню, что жизнь - это не состояние, а процесс. В том числе, и в особенности, жизнь супружеская. Поэтому соображение о "второй половинке" в православном контексте приобретает особый смысл - о чём и см. «В поисках второй половины» в разделе "Мужчина и Женщина" на нашем сайте.
Иеромонах Макарий
В начало страницы | На заглавную страницу |