Смешанный брак: да или нет?

Дочь собирается замуж за греко-католика… Как мне правильно вести себя? Говорить ли с ним о вере, давать ли благословение на венчание? Да и где ж им венчаться, если они в разные Церкви ходят? А дети родятся, где их крестить, в какой вере воспитывать? Как быть родителям в таком случае?

На этом вопросе, как на пробном камне, ясно видна распространенная ошибка в понимании церковных Канонов и норм жизни. Спрашивают: «Можно вступать в брак с инославными, или нельзя?» – и рассчитывают получить однозначный ответ, словно речь идет о правилах дорожного движения или уплате налогов…

Скажу так: в брак с инославными иногда можно вступать, иногда нельзя, а добиваться от Церкви формальных ответов на подобные вопросы – и вдобавок внушать окружающим такой формализм – нельзя никогда.

«Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать "домашней Церковью" (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак "только в Господе" (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения»

– гласят Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви (раздел Х.2). Униаты не разделяют наших христианских убеждений. Рассуждения о «близости римо-католицизма к Православию» годятся для социально-политических форумов или богословских дискуссий, а в доме, где возникла ссора, взаимное охлаждение или иной семейный конфликт, где требуется обращение к Господу за помощью, примирением и восстановлением брака, они не помогают ни на грош. Каждый священник, и просто каждый здравомыслящий взрослый человек, подтвердит вам на своем и чужом опыте, как много разбито семей и пролито слез из-за непонимания этого простейшего факта.

(Здесь же заметим, что термин «греко-католики» неприемлем: он создан для того, чтобы вводить людей в заблуждение. В официальном контексте мы из вежливости и снисхождения принимаем его, но, обращаясь в православную прессу и общаясь с православными, нам следует называть вещи своими именами: униаты).

Однако в том же разделе ОСК, абзацем ниже, читаем:

«Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с (римо-)католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере».

Очевидно, униаты соответствуют приведенному критерию и нередко бывают не против повенчаться в православном храме, тем более что добиться выполнения условия о «воспитании детей в православной вере» всё равно невозможно… Я не хочу сказать, что браки с униатами всегда приводят к трагедии и что «пастырская икономиия» не приносит добрых плодов: но понятие это означает именно отсутствие общих решений, внимательный индивидуальный подход.

Вопрос о том, «Как быть родителям в таком случае?» равносилен вопросу «Как быть родителями взрослых детей?». Простые вещи понятны сами по себе: никакое насилие в отношении совершеннолетних детей абсолютно недопустимо. Молодые люди должны ясно осознавать собственную ответственность за свои поступки. Но совет, внимание, дружеское участие, безусловно необходимы в столь важном деле. Уклоняться от бесед на религиозные темы ни в коем случае нельзя: серьезный, откровенный разговор о вере способен направить униатов к возвращению в Православие – или, наоборот, обнаружить их фанатизм и неприязнь…

Есть очень много замечательной литературы об унии, о взаимоотношениях и различиях римо-католицизма и Православия. Есть и святые, к чьей помощи надо прибегать: это прежде всего Новомученики, пострадавшие за Христа при прямом или косвенном участии латинских фанатиков, в далеком прошлом (священномученик Исидор и его прихожане в Юрьеве, 1472 г.) и в наше время (иерей Максим Сандович в Австро-Венгрии, митрополиты Петр, Досифей и Иоанникий в Югославии и многие другие). Обязательно вспомним и праведного протоиерея Алексия Товта, трудами которого в конце XIX века возвращены из униатства свыше 30 тысяч православных верующих в Соединенных Штатах Америки.

Иеромонах Макарий


В начало страницы На заглавную страницу