- По английскому у меня двойка…
- Что же ты не подтянешься, не выучишь?
- Зачем его учить? Он ведь не православный.
Бывает ли неправославное знание?
Конечно, бывает - пошлые подробности личной жизни рок- и кино-звезд, больные фантазии из области "компьютерных развлечений" и тому подобный вздор. Если же отбросить его и говорить о том знании, которое от века занимает почетное место в человеческой цивилизвции, мы обнаружим, что оно по существу неотторжимо от христианского мировоззрения.
Было, однако, сравнительно недолгое время, когда вера и знание оказались как будто по разные стороны линии фронта. Об этом нам говорят книги, письма и проповеди ХIХ века: они предупреждают не слишком увлекаться формальными рассуждениями, не доверяться скороспелым умозаключениям тогдашних ученых кумиров публики… Но сегодня эти конфликты по большей части ушли в прошлое, и знание - подлинное знание - снова заняло свое законное место рука об руку с подлинной верой. А по другую сторону линии фронта оостались такие наши недобрые знакомые, как суеверия, невежество, самоуверенность, упрямство и равнодушие.
Впрочем, люди сохраняли мудрость всегда, даже в самое глухую безбожную пору, во всех странах мира. Приведем для примера суждения двух величайших корифеев науки ХIХ века, той самой, про которую принято было говорить, что она якобы "заменила собой религию".
Английский физик Уильям Томсон (1824-1907), за научные достижения получивший титул лорда Кельвина: "Не бойтесь самостоятельно мыслить! Если ваш разум действует, то наука непременно приведет вас к вере в Бога... Вы увидите, что наука не враг, а помощник религии".
Французский ученый Луи Пастер (1822-1895), открывший новые области в медицине, микробиологии и химии: "Я знаю много, поэтому я верю как бретонский крестьянин. Если бы я знал больше, я бы верил, как бретонская крестьянка… Настанет день, когда будут смеяться над глупостью нашей современной философии".
Школьные годы - это благословенное время, когда молодая душа развивается и растет, приобщаясь к сокровищам знания. К сожалению, в нашей "взрослой" жизни мы слишком часто лишаемся такой драгоценной возможности. И от нас, взрослых, во многом зависит, насколько успешно и продуктивно пройдут эти годы у наших детей.
По известной поговорке, враг не дремлет. Одним мешает нормально учиться излишняя возбудимость и беспокойный характер, другим - лень и медлительность, а третьи подхватят услышанное где-то бредовое оправдание, что, дескать, это все "неправославные науки", и поэтому можно не беспокоиться…
Думаю, нет нужды возвращаться к значению наук о природе, человеке и обществе. Верно, многое из того, что молодежь изучает сегодня в средней и высшей школе преподается в двусмысленном, размытом виде, или даже под явным антихристианским соусом. Но тем важнее всерьез заниматься этими предметами, чтобы научиться видеть истину за идеологической шелухой. Старшие обязаны помогать школьникам и студентам, возбуждать их интерес к предмету, задавать им вопросы и в свою очередь отвечать на их недоумения. Это не всегда просто, но успех гарантирован, если следовать классическому принципу воспитания: учиться вместе с детьми.
Что же касается гуманитарных наук, изучения языков, иностранных и родного, то они не менее существенны для развития личности. Ведь способность осознанно воспринимать глубокие истины христианской веры в значительной мере определяется нашим языковыми знаниями и навыками. Еще в недавнем прошлом молодой человек, не владеющий двумя древними и двумя современными европейскими языками (латынью, греческим, французским и немецким) не мог рассчитывать на место в высшей школе. Православные авторы в своих работах приводили латинские цитаты без перевода на русский: кто из читателей мог бы в них затрудниться? И самый примитивный учебник церковнославянского языка столетней давности для начальных приходских училищ сплошь и рядом не по зубам нынешним старшеклассникам… Так что если школьник приносит домой двойку по иностранному языку, ему надо показать, что он получил двойку по Православию: быть может, это заставит его взяться за работу
Остается упомянуть про одно возражение, которое нет-нет да и всплывает среди верующих, когда заходит речь об учебе, знании и образовании. Люди вспоминают про юродивых Христа ради и ставят их себе в пример: вот, мол, каков он, "истинно-христианский" путь…
На это ответим словами преподобного Серафима Саровского, что на тысячу юродивых приходится в среднем лишь один юродивый Христа ради. Стало быть, юродство оставшихся девятисот девяноста девяти к христианству отношения не имеет. Причем сказано это было почти двести лет назад: имеет смысл поразмыслить о том, каковы на сегодняшний день шансы встретить Христа ради юродивого среди записных двоечников.
Иеромонах Макарий
В начало страницы | На заглавную страницу |