Перекрестки XXI века

Два письма

Наш монастырь получает много писем с всех концов России. Незадолго до 23 октября, когда бандиты захватили заложников в московском театре, я получил почти одновременно два очень интересных письма.

Первое пришло от моего старого друга, хорошего, доброго и разумного человека. В наши трудные времена внешние обстоятельства его жизни сложились как нельзя лучше. У него интересная, полезная работа (охрана окружающей среды), полный достаток в доме, любимая и любящая жена, сын работает, дочь учится, все здоровы и обезпечены всем необходимым. И о чем же он пишет?

"Не знаю, что мне делать... Я ужасно выматываюсь на работе, постоянно нервничаю, а дома не могу отдохнуть, нервничаю еще больше. Каждый новый день, каждая новая неделя для меня как пытка: я не вижу света в конце тоннеля... Я в отчаянии".

А во втором письме было сказано:

"Слава Богу! Мне очень хорошо живется. Я испытываю радость от каждой прожитой минуты. Мне, грешному человеку, Господь указывает путь к исправлению. Идти нелегко, но зато какая радость от каждого сделанного шага... Я научился быть счастливым".

Это радостное письмо пришло из довольно безрадостного места - из тюрьмы особого режима. Написал его человек, которому несколько лет назад был вынесен смертный приговор, впоследствии замененный на пожизненное заключение. За что именно - говорить не буду; достаточно сказать, что приговор был справедливым.

Удивительно, как два этих письма переговариваются друг с другом, как заключенный, уголовный преступник, сам того не зная, дает урок свободному, благополучному и благонамеренному человеку... В нем было много зла. Очень много. Но страдания, которые он испытал, исцелили его душу: он буквально научился жить - хотя учеба эта была горестной и страшной. Но он выдержал.

Что же касается моего благополучного друга, то от него не требовалось таких усилий. Душа его была свободнее от зла (хотя про какую душу мы можем сказать, что она полностью свободна от зла?), и он мог бы, возрастая в добре, увидеть свет Небесного Царства в этой земной жизни, построить истинное счастье для себя и своих близких... Но он этого не сделал. Нет, он не совершил никаких преступлений - но он, оберегая себя от "болезненных и спорных вопросов", от "внутренних конфликтов и противоречий", остановился в неподвижности. А в духовной жизни неподвижность означает неудержимое скатывание вниз. И печальные строки его письма служат тому ясным подтверждением.


Не такова ли в точности судьба всей нашей нации? В ее душе можно увидеть оба этих начала: болезненное, грешное - но открытое для исправления и покаяния, и внешне благополучное, безмятежное - но равнодушное, холодное и бесплодное. Душа нации - арена борьбы этих двух начал. Будем ли мы в ужасе бежать по безконечному туннелю, не видя света, или увидим радость в каждой прожитой минуте, зависит от исхода этой борьбы.

Когда злая сила наносит нам разсчитанный удар, - как октябрьское нападение в Москве, - когда волны общего безсилия, страха, стыда, отчаяния и гнева сливаются с кровью и слезами тех, кто попал между сатанинским молотом врага и наковальней нашего сопротивления, - это дается нам как очередной жизненный урок: "От Меня это было". Мы просыпаемся от нашего безмятежно-равнодушного сна и обнаруживаем, что получили по заслугам: если бы мы были лучше - трезвее, собраннее, преданнее, внимательнее, разумнее, - вражеская банда шага бы не сделала в нашей столице. Урок горестный и страшный, но есть надежда, что он не прошел напрасно. Есть надежда, что мы выдержим, научимся жить, научимся быть счастливыми.

Здесь могут нам возразить, заметив: "Неужели у человека нет другого пути к Богу, как через камеру смертников? Неужели у русской нации нет другого пути к отрезвлению (и в переносном, и в прямом смысле), как через бандитскую вольницу в Москве и переполненный трупами морг??"

Что ж, наверное в прошлом дорога к добру была ровней и прямее. Наверное, в прошлом мой друг прожил бы спокойную и счастливую жизнь в материальном и духовном благополучии, в то время как мусульманская молодежь находила выход своей энергии в доблестной службе Белому Царю... Но не сегодня. Подобно автору второго письма, мы сделали слишком много зла: святые Новомученики Русской Церкви ХХ века обличают нашу напускную безмятежность. Сегодня уже нельзя прожить жизнь лежа на диване.


Тот, кто внимательно читает Евангелие (а внимательно читать Евангелие - первоочередной долг православного христианина), хорошо знакома тема разделения. Спаситель в Своих притчах возвращается к ней снова и снова, по различным поводам: наша земная жизнь предстает здесь как некий сепаратор, в котором выясняется, на что мы годимся, - причем "первые будут последними, и последние первыми". И два этих письма, из тюремной камеры и из уютной московской квартиры, говорят нам о том же самом.

ХХI век, безспорно, имеет свои особенности. О. Серафим Роуз в одном из своих писем писал: "В наши дни христианином вполсилы быть невозможно: либо полностью, либо никак." Надо думать, прошлое позволяло людям, худо-бедно, быть христианами вполсилы. Но сепаратор набирает обороты, процесс поляризации необратим, и сегодня это уже невозможно.

Сегодня, как никогда прежде, каждый из нас стоит перед выбором: быть христианином и взойти на крест вместе со Спасителем, - или же не быть им и занять место среди Его убийц. Свободу выбора Господь оставил за нами.

Иеродиакон Макарий


В начало страницы На заглавную страницу