Ответ баптисту

Обрести единство

Дорогой во Христе NN,

Просим простить нас за некоторую задержку с ответом: Ваше письмо, столь серьезное по содержанию и значительное по объему, естественно потребовало немалого внимания и размышления.

Вы начинаете разговор с предупреждения: "Только прошу вас, не подумайте, что я против Православия". Хорошо, что у Вас есть потребность сказать это, но ответить Вам можно так: пусть даже изначально Вы были бы и против Православия, главное, что Вы - за истину, и это внушает уверенность, что мы с Вами обязательно, раньше или позже, найдем общий язык. И, судя по Вашему письму, препятствий этому совсем немного.

Все Ваше пространное письмо посвящено по сути одному предмету: вас тревожит и огорчает отсутствие единства между христианами, конкретно - между Православием и протестантизмом. Основываясь на Св. Писании, на православной миссионерской литературе, на примерах из жизни, Вы подробно рассматриваете разные стороны расхождений, доказываете, что все они надуманны или несущественны, а в конце задаете вопрос, что называется, "в лоб": "Как вы относитесь к баптистам?" Вот, попробуем дать Вам ответ начиная с этого пункта.

Кратко ответить можно одним словом: хорошо. Православные хорошо относятся к баптистам, адвентистам Седьмого дня, лютеранам, римо-католикам, равно как и мусульманам, иудаистам, буддистам, так же как и к тем, кто вообще не исповедует никакой религии. Все мы - сограждане России, нашей любимой отчизны, только-только вырвавшейся из вавилонского плена большевизма, где она была заключена 70 долгих лет, где все религиозные конфессии страдали от вмешательства безбожных властей и прямых, часто кровавых, гонений. Враги России не отступили и не изменили своих планов; они сменили лишь тактику, и теперь надеются достичь успеха, разжигая среди нас племенной и религиозный раздор. Разумеется, мы им не поддадимся.

С горечью вы пишете о тех случаях, когда православные люди враждебно относятся к протестантам. Что ж, вы совершенно правы. С той же горечью и скорбью можно говорить о тех, кто пьянствует, скандалит, берет взятки, торгует наркотиками… Все это примеры человеческих слабостей, проступков и преступлений, иными словами - наших грехов, за которые расплачиваемся мы сами, наши близкие и вся наша страна. Излишне, думаю, будет напоминать о том, что Церковь установлена Господом среди нас именно для того, чтобы дать нам возможность исправиться, очиститься, освободиться от греха.

И наоборот, с немалой радостью Вы приводите слова православного священника, который обличал религиозную вражду. Вполне можно разделить Вашу радость, но следует заметить, что его реакция - совершенно нормальная: только так и должно быть. Именно такой нормой взаимного уважения разных религий при общности национальных интересов и стремлений жила Россия вплоть до Катастрофы 1917-го года, и хотя отклонения от нормы были нередки, тем не менее подлинный патриотизм, любовь к отечеству и царскому престолу были вполне свойственны неправославным народам России, особенно мусульманам - что крайне важно для сегодняшнего дня. И если мы станем впадать в восторг из-за каждой проповеди или брошюры против религиозной и племенной розни, люди поневоле задумаются: может быть, тут есть какой-то секрет? Может статься, кто-то из наших авторитетов думает и действует по-другому?…

Дискуссии о недопустимости в нашей среде религиозной и национальной вражды попросту ниже человеческого достоинства: не потому, что мы считаем себя такими уж "достойными", а потому, что затевая такие дискуссии и повторяя по двадцать раз самоочевидные истины, мы заставляем людей усомниться в их самоочевидности - и отвлекаем их мысль от действительно важных, глубоких и трудных предметов, к обсуждению которых мы с Вами сейчас переходим.


Безусловно и безоговорочно, мы отвергаем вражду с протестантами или кем бы то ни было на основе их религии или происхождения. Но от спора с ними мы ни в коем случае не отказываемся. Способность спорить, то есть открыто противопоставлять взгляды, мнения, суждения, идеи, верования, при полном уважении, дружелюбии и социальном мире - одно из важнейших достижений цивилизации вообще и христианства в особенности (вспомните первых христиан в языческом окружении Римской империи), и мы обязаны его сохранить и приумножить.

Но есть ли предмет спора? Есть ли у нас о чем разговаривать, или все это пустое сотрясение воздуха, как у возбужденных посетителей распивочного заведения? Такое мнение довольно широко распространено и на Западе, и у нас, среди людей невежественных и неумных: "Церковники спорят, толкут воду в ступе… Все религии на самом деле одинаковы, но объединяться им невыгодно…" и т. д. и т. п. Разумеется, Вы никак не относитесь к числу таких "религиоведов", однако Ваше письмо ясно свидетельствует о Вашем убеждении, что расхождения между христианами - мнимые, что причина их - в нашем неправильном отношении друг к другу. Подобных взглядов придерживается большинство верующих протестантов всего мира.

Обоснование Вашей позиции Вы ищете в Священном Писании, в словах Самого Спасителя и ап. Павла, исходя из аналогии между нынешним состоянием христианства на земле и коринфской общиной, к которой обращается апостол: "…У вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?" Христос, безусловно, не разделился, и распят Он был за все человечество. Если, же, как Вы отмечаете, "человек спасается верой в Иисуса Христа, а не принадлежностью к той или иной конфесии", то никаких различий между нами нет и быть не может: есть только наше косность, наше недружелюбие, нежелание принять объективный факт единства…

И вот тут-то мы находим принципиальный, глубочайший провал, не только в ходе Ваших разсуждений, но и во всем неправославном (протестантском, рационалистическом, модернистском - называйте как угодно) мировоззрении. Вы прочитали и осмыслили так или иначе св. Писание (то есть книгу, некий источник сведений), и результат стал для вас объективным фактом. Но объективный факт по сути своей не порождаеся книгой, даже такой, как Евангелие: он порождается объективной реальностью, жизнью. Жизнь богаче и сильнее, чем информация о жизни. И наша жизнь, от самых первых христианских общин до сегодняшнего дня, включая, конечно, отпадение Рима и европейскую Реформацию, свидетельствует об объективной реальности различий между теми, кто называет себя христианами.

Православию присущ бескомпромиссный реализм (об этом есть замечательная работа о. Серафима Роуза): мы никогда не закрываем глаза на реальность, а внимательно вглядываясь в нее, стараемся с Божией помощью понять и вписать в свое мировоозрение, уточняя и расширяя его. К сожалению - и в этом одно из коренных отличий Православия от западных вероисповеданий, протестантства и римо-католицизма в равной мере (как ни странно, в своем письме вы ни разу не упомянули про римо-католицизм, хотя по числу приверженцев он намного превосходит Православие и протестантизм вместе взятые) - наши оппоненты не разделяют этого подхода, пытаясь построить жизнь на умозаключениях, а не наоборот. Памятен ответ некоего латинского монаха, авторитетно утверждавшего из тех или иных соображений, что у планеты Юпитер не может быть спутников, на приглашение посмотреть в телескоп: "И смотреть не желаю!" Утверждая, что между христианами разных исповеданий отсутствуют глубокие и принципиальные различия, не уподобляеетесь ли вы этому ученому монаху?


Согласившись, что различия между исповеданиями реально существуют, мы останавливается перед другим, столь же важным вопросом: где предел этих различий? Почему, скажем, баптизм безусловно отделен от Православия, в то время как старообрядцы, которые с XVII века были раскольниками, в наше время составляют с Православием единое целое? (Надо полагать, Вы хорошо знакомы с историей старообрядческого раскола: если нет, то настоятельно рекомендуем Вам с ней познакомиться, она крайне поучительна для всех, кто интересуется единством христиан). Или даже, если уж на то пошло, почему едины православные разных стран мира, следующие разному календарю, подчиняющиеся разным иерархиям, говорящие на разных языках?

Ответ на этот вопрос легко получить, если поразмыслить о том предмете, который Вы упоминаете в своем письме: о Церкви. Церковь недаром интересует Вас: это одно из ключевых понятий Нового Завета, и Вы хотите доказать, что Христова Церковь сегодня состоит из всех тех, кто полагает, что "спасается верой в Иисуса Христа". "Само слово "церковь" (экклесиа) греческое, - пишете Вы, - означает "собрание верующих". Слово это в самом деле греческое, но Ваш перевод его неточен и неполон (в прошлом протестанты отличались отменным знанием св. Писания; жаль, что эта добрая традиция прервалась). Достаточно, например, заглянуть в книгу Деяний Апостольских и убедиться в том, что то же самое слово экклесиа в 19-й главе описывает буйный мятеж "на позорище", где, как Вы помните, "большая часть собравшихся не знали, зачем собрались".

Пример этот убеждает нас в том, что изучать христианство по греческому словарю - пустое занятие, столь же пустое, как, скажем, изучать Россию по словарю Ожегова. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь - это не слово, а реальность, реальность, возникшая без малого две тысячи лет тому назад, переданная людьми из поколение в поколение, и известная сегодня окружающему миру под именем Православия. Чтобы эту реальность постичь, надо внимательно проследить ее от начала и доныне, а еще лучше - быть в ней.

Реальность Церкви отвечает на вопрос о единстве православных, так же как рельность межконфессиональных различий, отпадений от Церкви, отвечает на вопрос о нашем разделении с неправославным миром. Примеры обращения в православную веру показывают, как верующие в Бога протестанты напряженно ищут эту реальность, тем более напряженно, чем выше уровень их знаний и сила веры, и как, обнаружив ее в Православии, они безоговорочно входят в нее, принимая Самого Спасителя таким, как Он есть, а не каким Его выдумал гордый, но бессильный лжеименный разум "непогрешимых" пап и "просвещенных" реформаторов… Посылаем вам всего лишь два свидетельства о таких обращениях, опубликованные в православном обозрении "Радонеж".

Вы приводите множество возражений православным авторам, утверждая что они неправильно описывают ту или иную особенность баптизма, что баптисты на самом деле гораздо ближе к Православию, чем нам это представляется. Что ж; может быть. При том разнообразии суждений и мнений, которым характерен современный протестантизм (если Вы не сомневаясь пишете, что основоположник Реформации Лютер, имя которого носит одна из важнейших протестантских конфессий, "исказил Слово Божие, упразднил его своими догматами"), трудно утверждать о нем вообще что бы то ни было, кроме одного: это не Православие. Ну, а насколько та или иная душа близка к Православию, судит лишь Сам Господь Бог: наше дело помогать тем, кто обращается к нам за советом и помощью, а наипаче помнить о своих собственных грехах и упущениях.


Как-то во время дискуссии на Интернете двое участников - протестантский проповедник и православный диакон - отвечали на вопрос о том, что каждый их них хочет от своих оппонентов. Протестант написал:

- Мы просим православных не беспокоить нас острыми вопросами по Св. Писанию и церковной истории, которые нас разделяют. Зачем это нужно? Это так неприятно…

Православный же, независимо и одновременно с ним, ответил приблизительно так:

- Мы просим протестантов как можно чаще обращаться к нам с острыми вопросами, которые нас разделяют. Человеческая душа стремится к истине, и мы обязаны перед Господом помогать друг другу в ее поиске.

Интересное различие, не правда ли? Еще одно расхождение между Православием и протестантизмом… Надеюсь, Вы ясно видите его природу.

Помимо упомянутых материалов, по вашей просьбе высылаем Вам несколько икон. Что же касается ладана, крестов, свечей, лампад и другой церковной утвари, то она появится у Вас вместе в православным священником, который, когда придет к тому время, присоединит вашу общину к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Аминь.

Иеромонах Макарий
г. Иваново


В начало страницы На заглавную страницу