Где в Библии сказано, что надо поклоняться изображениям и Божией Матери, или просить у нее помощи и поддержки?
Вопрос этот, как и всякий серьезный, глубокий вопрос, может иметь ответы на нескольких различных уровнях. Иногда можно ответить просто "да" или "нет", иногда бывает уместно вспомнить мудрую русскую пословицу: "Простота хуже воровства".
Итак, 1-й уровень. Вы спрашиваете про "поклонение изображениям", "поклонение Божией Матери". Однако даже детям известно, что православные христиане поклоняются одному истинному Богу - как того требует от нас Он Сам. Людям же, составляющим тело Церкви - святым, - или небесным силам, или священным книгам (напр. Библии), или священным изображениям и предметам - воздается подобающее почитание. Разница между тем и другим зафиксирована VII Вселенским Собором более 1200 лет тому назад.
Что же касается выражений о "поклонении", которые можно встретить в некоторых богослужебных текстах и проповедях, то все они имеют метонимический или метафорический смысл (как мы, например, говорим "страшно доволен" или "отряд в сто сабель"), что совершенно ясно из контекста и ни у кого, кто мало-мальски знаком с христианством, не вызывает никаких недоумений.
И далее, в связи с другим вопросом: где-нибудь в Писании сказано, что надо просить помощи и поддержки у вашей родной матери? или что не надо переходить улицу на красный свет? или что дважды два - четыре? Так зачем же вслед за "иеговистами" и другими разносчиками религиозного товара, врагами Христа и России, лицемерить и лгать на Тело Христово - Его Святую Церковь?...
Теперь - 2-й уровень. Здесь мы говорим о самом Св. Писании, которое в равной мере любят и почитают и православные, и инославные верующие (протестанты традиционных конфессий). Можно ли в нем найти обоснование для тех или иных догматических норм, богослужебных и повседневных обычаев Православной Церкви? Разумеется, можно, - и на этот предмет существует немало общедоступной литературы, на все вкусы. Будет гораздо разумнее познакомиться с этими материалами и обсудить их, если возникнут недоумения, чем пытаться в коротком ответе изложить библейский текст.
3-й уровень. Допустим, мы нашли те или иные главы Св. Писания и хотим их обсудить. Но способны ли мы их до конца понять? И что для этого нужно? - Ведь написаны они почти две тысячи лет назад, адресованы людям совершенно другой культуры, чем наша, и к тому же на другом языке. Какая реальность стоит за древнееврейскими и греческими словами и выражениями, которые мы сегодня по-русски, подчас не особенно задумываясь, передаем как Бог, Сын Божий, Христос, Святой Дух, спасение, оправдание, искупление, Царство Божие, - и многими другими?
Итак, для серьезного разговора о Писании необходимо знание древних языков, а главное - той культурно-исторической среды, в которой оно возникло. Попытка говорить о трудных для понимания местах Св. Писания без такого багажа ставит нас в положение известного героя, которому было сказано: "Суди, дружок, не выше сапога".
И, наконец, 4-й уровень, на котором мы и остановимся. Споры о толковании Св. Писания, о Боге, о Христе, о Св. Троице, идут многие сотни лет: всё, что можно было сказать по этим вопросам, давно уже сказано, и непростительной наивностью было бы думать, что сегодня мы с вами можем сказать нечто новое... Тем не менее большая часть спорящих остается при своих убеждениях. Почему так?
Ответить помогает несколько иной вопрос, который православные постоянно задают, а их оппоненты постоянно игнорируют, а именно: откуда взялось само Св. Писание? Кто собрал 27 разрозненных книг - из всего множества текстов, посвященных Иисусу из Назарета, Его жизни и учению - в знакомый нам том Нового Завета? На чем основан этот выбор? Кто сообщил ему авторитет? Почему верующие всех времен и народов почитают именно это собрание, а прочим текстам уделяют лишь поверхностное внимание?
Подумайте над этим вопросом. А подcказку можете найти в Символе православной веры: "Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь".
Иеромонах Макарий
г. Иваново
В начало страницы | На заглавную страницу |