Православное просвещение

Небесное измерение земного успеха

Мы знаем, что православная вера помогает людям во всём, в том числе и в работе, в профессиональной деятельности. Но чем вера может помочь бизнесмену, если он хочет сать более эффективным менеджером? Мне иногда кажется, что Православие идет вразрез с успешным бизнесом...

Вы, разумеется, неправы. Предприниматель, управляющий производством или предприятием (именно таков смысл английских слов businesman и manager, перед агрессией которых на нашей языковой территории столь многие нынче подняли руки вверх) сегодня выполняют дело огромной важности, ничуть не меньшей, чем князья и военачальники в не столь далеком прошлом. Это значит, что Церковь несет к ним свое особое слово поддержки и наставления.

Само собой, в конечном итоге перед Господом все мы равны, и Он принял смерть и воскрес ради жизни каждого из нас без различия нашего положения в обществе - однако положение это остается различным, а отсюда - различная мера ответственности перед Ним и перед согражданами за наши поступки, за наши решения, за нашу жизнь. Вот именно эта высочайшая ответственность за благополучие людей, за жизнеспособность всей нашей хозяйственной системы, и формирует личность предпринимателя и управляющего; она же служит основным стержнем их взаимоотношений с обществом. Но ответственности нет без свободы, а свобода представляет собою важнейшую черту образа и подобия Божия в человеке. Так наша хозяйственная деятельность смыкается с нашей верой.

У свободы есть две стороны: свобода выбора и свобода от греха. Обе нуждаются в поддержке и развитиии, и обе развиваются (если они развиваются!) в гармонии друг с другом. Если человек не свободен от грехов стяжательства и жадности, он не сможет свободно и предусмотрительно - а значит и успешно - вести стратегическое планирование своего предприятия. Если он не свободен от грехов гнева, вспыльчивости и злопамятства, он не сможет свободно и разумно - а значит и успешно - строить работу с кадрами, наживет себе врагов среди собственных подчиненных и скоро развалит всё дело. И даже если он не свободен от влияния слов-агрессоров (вроде тех, что мы только что упомянули), то он поневоле, подсознательно будет приспосабливаться к чуждым, враждебным нам стереотипам, обычаям и способам работы и в результате потеряет опору на свой народ, на свою страну, и погибнет.

Вот обо всем этом - и о многом-многом другом - заботится предприниматель, стремясь получить в церковных Таинствах освобождение от грехов и укрепление своей свободы. Не надо делать отсюда абсурдных выводов, "Чем благочестивее, тем богаче" (проходимец, взяточник и вор бывают весьма "успешны" в своих злодеяниях), но надо трезво посмотреть на наш критерий успеха и утвердиться в выводе, что личностный рост и христианское совершенство функционально связаны с успешной хозяйственной деятельностью.

В контактах священника с предпринимателем довольно часто приходится встречаться с вопросами соблюдения гражданских законов, с соблазном нарушить их или обойти: само слово "соблазн", между прочим, восходит к греческому скандалос, которое буквально означает "западня", а для предпринимателя и в самом деле сопряжено с неизбежным скандалом... И когда человеку удается преодолеть такой соблазн, что может быть лучше для успеха его предприятия?

Другая распространенная нравственная дилемма - это работа с кадрами, разного рода конфликты. Иногда предприниматели (как и высокопоставленные чиновники, офицеры) задаются вопросом: каким образом соединить необходимое нам качество смирения с руководящей должностью? А ответ крайне прост: это всё та же ответственность. Я распоряжаюсь подчиненным персоналом не по своему произволу, а в силу ответственности, которая лежит на моих плечах: не потому, что "я хочу", а потому, что "я за это отвечаю".

Иеромонах Макарий
г. Иваново


В начало страницы На заглавную страницу