День Победы

От Лао-Цзы ко Христу

- Лао-Цзы заповедал: «Прославлять себя победой - это значит радоваться убийству людей. Тот, кто радуется убийству людей, не может завоевать сочувствия… Если убивают многих людей, об этом нужно горько плакать. Победу следует отмечать похоронной процессией» (Дао Дэ Цзин, 31).

Заповедал ли Христос радоваться убийству людей? Если нет, то почему христиане отмечают 9 мая прославлением победы?

Приходит на память восточная притча про слепых, которые знакомились со слоном: каждый нащупал какую-то часть слоновьего тела – и разгорелся между ними спор о фигуре слона…

Верно сказал великий мыслитель Востока про убийство людей, про горькие слезы и скорбь. Но хвост или хобот – это еще далеко не слон. А мы, если дерзаем называться учениками Спасителя, обязаны помнить, что Он дал нам средство уразуметь Истину: охватить взором, хотя бы приблизительно, общие черты «слона» – нашего земного бытия и назначения.

По такой причине, за любым серьезным, глубоким суждением о жизни и смерти мы должны видеть Христа. Если же Его там нет, если в стороне остается Его Евангелие вечного Царства, то можно с уверенностью ответить, что суждение это неточное или недостаточное.


Итак, что же заповедано христианам?

- Бог есть любовь.
- Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
- Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Каждый, кто хоть немного знаком с предметом разговора, подтвердит: перед нами не тенденциозная подборка надерганных цитат, но четкий контур Благой Вести Христа.

Бог один, и любовь одна. Нету разных Богов, и нету разных любовей. Та же самая любовь Распятого Бога к земному человеку, любовь супругов, детей и родителей, и любовь солдата к своей Родине, к своему народу.

Исполняя заповедь о любви, мы берем в руки оружие. Христианам заповедано любить – а это значит вслед за Христом отдать себя без остатка. Её-то, любовь, равную Богу, мы и прославляем 9 мая.


Не был бы, однако, Лао-Цзы великим мыслителем, если ограничился бы хвостом или хоботом, и за полтысячи лет до Христа, на другом краю земли, не прозрел бы чего-то очень важного в целостной картине. Похоронная процессия, которой он требует отмечать победу, – не она ли сегодня проходит по улицам и площадям наших городов в марше «Бессмертного полка»? Похоронная процессия, в которой скорбь и горькие слезы не исчезают, но перекрываются радостью послепасхальных дней:

Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав.

Недаром утверждает Церковь единство подлинных общечеловеческих ценностей, сродство духовных сокровищ великих цивилизаций. И сколь бы сложен и многогранен ни был знаменитый трактат «Дао Дэ Цзин», из глубокой древности и непроглядной дали доходят до нас ясные, простые и поразительно близкие слова:

- Достигший совершенства пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется.
- Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.
- Тот, кто скорбит, побеждает в сражении.

Иеромонах Макарий
г. Иваново


В начало страницы На заглавную страницу