Православное просвещение

Тайный грех или природное свойство?

- В книге "Грех и покаяние последних времён (о тайных недугах души)" архимандрит Лазарь Абашидзе пишет: "В день после ночного осквернения не положено прикасаться к святым иконам, святыням, вкушать просфору, пить освященную воду. Осквернившийся накануне святой Евхаристии не приступает к причащению". Причем сказано это на основе поучения об исповеди из "Настольной книги священнослужителя". А священник на исповеди сказал мне, что в таких случаях можно причащаться. Как же надо к этому относиться?

Подробнейшее руководство об исповеди содержится в 4-м томе "Настольной Книги Священнослужителя". Грехи против 7-й Заповеди описаны на с. 281-282, но ни единого слова о ночном "осквернении" там нет. Что, впрочем, и неудивительно, если учесть, что сказано на эту тему в Книге Правил, т.е. Канонов Православной Церкви. А именно:

12-е Правило свт. Тимофея Александрийского:

Вопрос: Если мирянин, имевший нечистое сновидение, вопросит священнослужителя: должен ли допустить его до причащения, или нет?

Ответ: Если подвержен вожделению жены, то не должен причаститься; если же сатана искушает его, дабы по сей причине он отчужден был общения Божественных Тайн, то должен причаститься. Ибо иначе искуситель не перестанет нападать на него в то время, когда он должен приобщиться.

4-е Правило свт. Дионисия Александрийского:

Те, которым приключилось непроизвольное ночное истечение, также (подобно супругам) да последуют своей совести, и да испытают самих себя, находятся ли от сего в сомнении, или нет, подобно как и о пище говорит Апостол: если кто сомневается, осуждается. И в этом случае всякий приступающий к Богу да имеет благую совесть и благое дерзновение, по собственному помышлению.

И особенно красноречиво звучит Послание Св. Афанасия Великого к монаху Аммуну:

...Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как например, если бы кто хотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей и плюновение из уст. Можем сказать и о большем сего, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и если мы род Божий, по Божественному Писанию Апостольских Деяний (17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной. ... Может быть, и врачи (да убедятся прекословящие хотя бы свидетельством посторонних) в защищение сего скажут, что животному даны некоторые необходимые исходы для отложения излишества влаг... в семенных сосудах. Итак, боголюбезнейший старче, какой здесь грех пред Богом, когда Сам создавший животное Господь восхотел и сотворил, чтобы сии члены имели таковые исходы?

Как видно, ответ на вопрос об отношении к этому предмету дают Св. Отцы и церковные Каноны. А вот как относиться к творческой и прочей деятельности архим. Лазаря Абашидзе, к тайным и явным недугам, за которые он неутомимо обличает окружающих?... - вопрос остается открытым.

Иеромонах Макарий
г. Иваново


В начало страницы На заглавную страницу