Иеромонах Макарий
г. Иваново

Мужчина, Женщина, Брак:
контуры христианских основ

Важность данного предмета для сегодняшнего дня, будь то с точки зрения личной нравственности, семьи, воспитания и просвещения, общественной жизни, информационной работы и государственной политики, не нуждается в обоснованиях. Обстоятельное и систематическое его изложение потребовало бы весьма обширного труда; здесь в форме кратких тезисов представлены лишь принципы, требующие наиболее пристального внимания современников, с добавлением к каждому из них столь же краткого упоминания о распространенных и опасных заблуждениях.

Разумеется, библиографические ссылки ни в коей мере не охватывают богатейшего разнообразия источников и служат лишь для дальнейшего знакомства с материалом. В этой связи следует иметь в виду первое же из вышеуказанных заблуждений, которое в течение целой эпохи служило препятствием к адекватному восприятию предмета: христианское учение не является некоей аксиоматической моделью, но основано на полноте духовного наследия (традиции, предания) Церкви, представленного в различных формах, включая Св. Писание и другие источники. «Церковь не из Писания выводит свои догматы, а имеет оные в готовности; если же она, рассуждая о каком-нибудь догмате, приводит определенные места в Библии, то это не для вывода своих догматов, а только для подтверждения оных» [2, c.55].

1. Природа человека

Человек, как высшее творение Бога, получает от Него высшее достоинство (высшую ценность). Реализация этого дара состоит в нравственном образе жизни; напротив, безнравственность ведет к утрате достоинства и разрушению личности [6, I.2-I.4].

Заблуждение. Якобы человеческая природа – это источник соблазна и причина вечной гибели, и с человеческими потребностями нужно вести борьбу.

2. Мужчина и женщина

Человеческий род изначально создан из двух полов [Быт.1:27]; мужчина и женщина имеют ту же самую природу [Быт.2:23],ту же самую ценность перед Богом и друг перед другом [Гал.3:28]. Особое достоинство и призвание женщины имеет глубокое религиозное обоснование, вершиной которого является почитание Пресвятой Богородицы [5, X.5].

Заблуждение. Якобы женщина – существо низшего порядка в сравнении с мужчиной, имеет иную природу, должна находиться в унижении и подчинении.

3. Равенство и равноправие полов

Равное достоинство мужчины и женщины предусматривает их гражданское равноправие, что требует устранения препятствующих ему социальных пороков и недостатков [6, III.3]. Отсюда, однако, не следует равенство мужской и женской природы; каждый пол принимает от Господа свой особый дар, например, священный сан и деторождение. «Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний» [5, X.5].

Заблуждение. Якобы между полами нет и не должно быть ни в чем разницы.

4. Транссексуализм

Манипуляции по «смене пола» (в отличие от необходимого медицинского вмешательства для коррекции врожденных физических дефектов), равно как и воздействие на личность с целью стимуляции подобных стремлений, недопустимы [5, ХII.9].

Заблуждение. Якобы пол представляет собою предмет личного выбора.

5. Брак

Мужчина и женщина соединяются в браке в своем первоначальном состоянии, еще до грехопадения; тем самым брак, единственный из институтов человечества, имеет райское происхождение [4, с.290]. Церковь, наряду со всеми цивилизованными сообществами Земли, высоко ставит брак и осуждает тех, кто уничижает его [5, Х.1].

Заблуждение. Якобы брак – это дефект человеческой природы, и вступление в брак – проявление греха.

6. Любовь

Брак есть любовь, и Бог есть любовь [1Ин.4:8,16]: таким образом брак приобщается Божеству. Бог Один – и любовь одна: любовь – не чувство, но подвиг воли, самоотдача другому: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою» [1Ин.3:16].

Заблуждение. Якобы любовь – это эмоциональное состояние, «духовный смысл» которого обнаруживают «выдающиеся мыслители современности».

7. Влюбленность

Узко-направленное влечение к лицу противоположного пола именуется этим словом. В зависимости от обстоятельств оно может быть либо благотворным, – вести к браку и поддерживать брак, – либо вредоносным, требуя, соответственно, либо всяческого содействия, либо сопротивления ему [Песн. 3:1-11, 5, Х.6].

Заблуждение. Якобы влюбленность – губительное «бесовское чувство».

8. Бракосочетание

В разные эпохи брак скреплялся либо гражданской властью, либо религиозным авторитетом. В дореволюционной России брак был только религиозным, поэтому фраза «гражданский брак» означала внебрачную половую связь. Сегодня в России и ряде других стран церковное таинство браковенчания следует после гражданской регистрации; Церковь признает гражданский брак (без кавычек) и призывает верующих к церковному таинству [5, Х.2].

Заблуждение. Якобы «печать в паспорте ничего не значит».

9. Супружеская близость

Половой акт дан Богом для брака и служит физической основой последнего. Близость мужчины и женщины благословлена Богом в браке, где она становятся источником продолжения человеческого рода, и в ней реализуется супружеская любовь [5, Х.6].

Заблуждение. Якобы брак служит для «оформления интимных отношений».

10. Внебрачная половая связь

Бывает, и нередко, что интимную близость крадут из брака, которому она только и принадлежит, последствия чего еще более губительны, чем любой другой кражи. Результат – разрушение интимного союза, вынесение сексуального опыта из супружества, что и подрывает фундамент последнего [Гал.5:19, Еф.5:3, Кол.3:5].

Заблуждение. Якобы брачные отношения полезно «разнообразить».

11. Мастурбация и порнография

Сказанное в п.10 в полной мере относятся к указанным дефектам сексуального поведения, как в браке, так и вне брака, особенно же для подросткового возраста, что с огромной энергией стимулируется посредством интернета [3, с.163].

Заблуждение. Якобы указанные пороки представляют собой «сексуальное просвещение» и «развлечение для взрослых».

12. Взаимоотношения супругов

В христианском духовном наследии семья представляет собою «малую церковь», которая – наряду с Церковью и в отличие от всех прочих сообществ – живет законом любви, см. п.6. Семейная жизнь – не баланс личных интересов двух «я», но тщательная забота о едином «мы». Хотя мужу как правило принадлежит главенствующая роль в семейном организме, насилие над волей другого абсолютно недопустимо [4, c.292].

Заблуждение. Якобы муж должен «распоряжаться» женой, либо жена должна «отстаивать свою независимость» от мужа.

13. Деторождение

Продолжение человеческого рода – одна из основных целей брачного союза (хотя и далеко не единственная). Дети родятся от любви, и в телесном, и в духовном смысле; рождая и воспитывая детей, супруги побеждают эгоизм, распространяют любовь и реализуют высочайший дар, полученный ими от Господа [5, ХII.3].

Заблуждение. Якобы кроме деторождения, никаких иных целей брак не имеет, и никакие меры по предотвращению беременности недопустимы.

14. Детоубийство

Жизнь человека начинается в момент зачатия. Этот факт, с древности закрепленный в религиозном сознании, лишь недавно был подтвержден наукой как слияние гамет и образование уникального генетического кода. Убийство ребенка в материнском чреве (аборт), иначе как при явной угрозе жизни матери, абсолютно недопустимо, и нам надлежит добиваться приведения законодательства нашей страны в соответствие с нравственными нормами цивилизованного человеческого рода [5, ХII.2].

Заблуждение. Якобы женщина «вправе распоряжаться своим телом» и убивать ребенка по своей прихоти.

15. Половые извращения

Гомосексуализм и другие извращенные формы сексуального поведения, хорошо известные психиатрам, в последние годы были объявлены нормой в некогда христианских странах Запада. Они взяты под защиту гражданского закона и уголовного права, интегрированы в брачно-семейные отношения. Для защиты нашего общества, в особенности детей и молодежи, от агрессии указанных тенденций требуется внимание законодателей и правоохранителей [5, ХII.9].

Заблуждение. Якобы половых извращений не существует.

16. Лица, страдающие половыми расстройствами

Учитывая сказанное в п.15, Церковь не отказывает никому в основных правах на жизнь, уважение личного достоинства, участие в общественных делах, и вместе с медициной предлагает содействие к сопротивлению вредоносным стремлениям и к преодолению расстройств в любой сфере, включая сексуальную [5, ХII.9].

Заблуждение. Якобы Церковь «проклинает гомосексуалистов».

17. Развод

Как и всякий живой организм, брак может болеть. Преодолевая болезни брака, супруги способны укрепить свое единство. Брак, однако же, может быть убит одним из супругов (реже обоими), прежде всего путем безнравственных поступков – внебрачных связей [Мф.5:32], пьянства и т.п., причем независимо от того, состоялось ли таинство браковенчания, см. п.8. Погребение мертвого брака именуются разводом [5, Х.3].

Заблуждение. Якобы супруги могут развестись, если «не сошлись характерами» или «возникло новое чувство», либо, напротив, Церковь «не допускает развода».

18. Судьба брака

В отличие от всех прочих межличностных отношений, брак – если это подлинный брак, а не формальный и не мёртвый – заключается на земле, но устремлен в Вечность. «В супружестве Божие присутствие подает радостную надежду, что брачный обет сохранится не до тех пор, 'пока смерть разлучит', но покуда смерть не соединит нас окончательно, после всеобщего Воскресения – в Царствии Небесном» [4, с.305].

Заблуждение. Якобы в инобытии брака нет.


Источники:

  1. Священное Писание Ветхого и Нового Завета.
  2. Давыденков Олег, протоиерей. Догматическое богословие. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 622 с.
  3. Иларион (Алфеев), митрополит. Катехизис. Издание третье. – М.: «Познание», 2017. – 256 с.
  4. Настольная книга священнослужителя, том IV. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2001. – 814 с.
  5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.
  6. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека.


В начало страницы На заглавную страницу