Церковь и общество

Как относиться к неправославным?

- Наше село насчитывает около 5000 человек. Кроме Святого Православия у нас распространились еще 7-8 инославных общин. Как правильно общаться с ними, не согрешая при этом? Можно ли принимать дружеские и соседские визиты этих людей, не противоречит ли это Апостольским правилам?

Подобно любым правовым нормам, канонические правила Церкви существуют не в вакууме, а в конкретных исторических и общественных условиях. Применение гражданских законов в государстве и обществе поручается исполнительной и судебной власти; в точности так же, применение церковных законов (канонических норм и правил) принадлежит не каждому верующему в отдельности, а церковной власти – архиереям и их соборному решению.

Существует ли такое соборное решение по интересующим вас вопросам? – Нам с вами стыдно было бы о нем не знать: оно принято Юбилейным Архиерейским Собором в августе 2000 г. и называется «Основные Принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Этим документом мы обязаны руководствоваться в разрешении всех споров и сомнений в данной области. Приведем несколько выдержек из него, чтобы помочь вам рассеять ваши недоумения:

2.1. Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия.

2.2. Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, "искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные".

2.3. Но, признавая необходимость восстановления нарушенного христианского единства, Православная Церковь утверждает, что подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные "модели" единства представляются неприемлемыми.

3.2. Задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Православные христиане должны ясно осознавать, что сохраняемая и исповедуемая ими вера имеет вселенский, универсальный характер. Церковь не только призвана учить своих чад, но и свидетельствовать тем, кто покинул ее, об истине. "Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?" (Рим. 10.14). Долг православных христиан — свидетельствовать о той истине, которая была навсегда вверена Церкви, ибо, по выражению апостола Павла, "мы соработники у Бога" (1 Кор. 3.9).

7.1. Отвергая ошибочные с точки зрения православного вероучения взгляды, православные призваны с христианской любовью относиться к людям, их исповедующим. Общаясь с инославными, православные свидетельствуют о Святыне Православия, о единстве Церкви. Свидетельствуя об Истине, православные должны быть достойны своего свидетельства. Недопустимы оскорбления в адрес инославных.

Иеромонах Макарий
г. Иваново


В начало страницы На заглавную страницу