Подвиг воспитания

Вырастить наследников

Из множества детей, оканчивающих воскресные школы, в храме мы видим лишь малую часть. И если остальных нет в Церкви, то это не их вина, а наша, потому что мы не смогли раскрыть перед ними глубину и красоту Православия и все наши труды оказались напрасными.

Из Докладa Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе
Русской Православной Церкви, октябрь 2004 года

В древности новообращенных христиан крестили в канун праздника св. Пасхи. Сейчас мы крестим людей круглый год; но и сейчас великопостная пора все же остается некоей пробой для молодых христианских душ.

Почему дети ходят в церковь? Ясное дело, потому что их водят родители. Год водят, другой водят, десять лет водят. Но сколько это может продолжаться? И в конце концов, по достижении 13-14-15-летнего возраста, наступает момент, когда сын или дочь говорит отцу и матери с той или иной степенью вежливости, дерзости или равнодушия: "Я в церковь не пойду". Или…

…Или в начале Великого Поста, когда наши храмы убраны во все черное, когда прихожане молчаливее, службы длинней, а духовенство утомленнее обычного, когда мы читаем Великий Канон и молитву св. Ефрема Сирина с земными поклонами, в церкви появляются юноши и девушки. Как и все остальные, они крестятся, кланяются, зажигают свечи, следят за службой по молитвослову или Постной Триоди; лица их хорошо знакомы - но что-то в них есть странное и непривычное. Сначала и не поймёшь, что именно - а затем осознаёшь, что они в первый раз сами пришли в храм. Их никто не привел. Никто не торопил, не понукал. Никто не уговаривал, не увещевал, не призывал, не указывал. Не пилил, не сверлил, не просил и не умолял. Они пришли потому, что это их храм, их Церковь, потому что Господь зовет их самих - своих наследников по обетованию - на Свою строгую и торжественную службу.

Дорогие родители! Какой вариант вам больше подходит: первый или второй? Если первый - можете ни о чем не беспокоиться и дальше не читать: он вам гарантирован. Если же второй - то давайте вместе подумаем о том, как воплотить его в жизнь.


Воспитание - штучная работа. Современная школа, конечно, производит впечатление какой-то поточной линии - но даже если это и правда, то здесь дело идет лишь о поверхностном слое молодой души, так сказать, о внешнем виде изделия. А само бесценное изделие - душа человека - формируется родителями и педагогами путем тщательной и корпотливой "ручной подгонки", строго индивидуально.

А это значит, что все указания из книг, журнальных статей, проповедей и частных бесед надо воспринимать как совет, но ни в коем случае не как прямое руководство к действию. Неисчислимые беды своим детям причиняют неумные родители, оправдываясь такими фразами, как "Я прочитала в одной книжке, что ребенка не надо наказывать" или "Батюшка сказал, что с детьми надо быть построже". Вероятно, любая из таких рекомендаций имеет свой смысл, свою область применения - но, прежде всего, откуда вы взяли, что это сказано про вашего сына или вашу дочь?? Кому-то необходима уступчивость и мягкость, кто-то другой страдает без твердой, решительной руки…

Когда ребенок болеет, мы не хватаем первый попавшийся пузырек с лекарством: "Авось, поможет!" (да и никакое сильнодействующее средство нам не продадут без рецепта врача). Когда же речь заходит о здоровье его души - что еще гораздо важней, чем здоровье тела - мы теряем разсудок и подвергаем ее смертельно опасному бездумному "лечению вслепую". В результате рвутся связи между родителями и детьми, нормальный ребенок превращается в "трудного" подростка, а затем - в озлобленного на весь мир и в первую очередь на своих родителей молодого человека…

Итак, когда вы прочтете или услышите, что "каждый мальчик - это будущий защитник отечества" или "в каждой девочке необходимо воспитать будущую мать", задумайтесь, заслуживает ли доверия источник таких требований. Большинству, но не всем юношам предстоит служить в Вооруженных Силах; большинство, но не все девушки станут женами и матерями.

Почему это так важно? Почему такие "мелочи" оказались в центре нашего разговора о молодежи в Церкви? Да потому, что категорических требований - нравственных абсолютов - у нас в жизни совсем не много, и когда возникает ложный (или лживый) абсолют, он неизбежно занимает место истинного - и тогда рушится весь строй наших нравственных ценностей. Мы не всегда должны воспитывать в девочках материнские, а мальчиках солдатские качества (уместно, кстати, спросить: почему не отцовские?) - хотя нередко это помогает делу. Но мы всегда, с абсолютным упорством и непреклонной настойчивостью, обязаны воспитывать в наших детях обоего пола качества христианской души. Навыкам стирки пеленок и рукопашного боя, мытью посуды и чистке обуви, алгебере и химии, музыке и рисованию, стилю брюк, юбок и прически отводится в жизни ребенка относительная ценность, а Евангелию - абсолютная. Шеренга персонажей со страниц семейных альбомов, учебников истории и благочестивых периодических изданий почтительно расходится в стороны, чтобы дать место Первому Учителю наших детей - Христу.

Только вот знаем ли мы Его сами? Достаточно ли мы с Ним знакомы, чтобы довести Его до сердец наших детей, таких разных, неустойчивых, переменчивых? Не завязло ли наше собственное сердце, - если даже не среди пьянки и тряпок, - то среди этикеток на обертках печенья и пряников вместо Евангелия, "вычитывания" и "выстаивания" вместо общей, искренней молитвы и бесконечных ссор и дрязг вместо подвига деятельной самоотверженной любви? Не изгоняем ли мы Его прочь нашим упрямством и невежеством, не заменяем ли Его присутствие у себя в доме бесчисленными запретами, претензиями, требованиями и указаниями - а потом удивляемся, почему наш дом не похож на Малую Церковь, а наши дети - на христиан?…


Одна женщина пыталась оправдать свое безбожие тем, что по ее мнению "в Церкви слишком много запретов". Помимо собственной неосведомленности, она выдала стратегию дьявола, впрочем, и без нее хорошо известную: переложить на Господа плоды своего злого умысла. Насилием над свободной волей человека дьявол не только пугает идущих в Церковь, но и умудряется преградить туда путь юным душам. И насилие это исходит от самых близких людей… Из-за чего? Из-за того, что насилие очень просто: оно куда проще подвига любви, которого требует от нас Господь и ждут от нас наши дети.

Дорогие родители, не ищите простых путей: они ведут в тупик. Охладим наш административный зуд; разожжем огонь деятельной любви и растопим ледяное отчуждение в сердцах наших подрастающих детей. "К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу" - напоминает нам апостол. В рабстве вырастить наследников невозможно. Свобода требует от нас отваги и труда - терпения, смирения, внимания к "мелочам", отказа от своих амбиций и желаний, - словом, всего того, о чём мы читаем в Евангелии. Тогда и нашим детям мы сможем передать бесценное наследие Христа.

Иеромонах Макарий
г. Иваново


В начало страницы На заглавную страницу