Как можно примириться с обидчиком, неоднократно убеждаясь в фальшивости его извинений, заведомо зная, что ради выгоды он ведет двойную игру, что всегда готов очередной раз ударить в спину? Как себя вести с такими людьми?
Подобные ситуации, увы, нередки в нашей жизни… Делать вид, что такого быть не может – значит, впадать в опаснейшее фантазерство. Приходилось слышать от сектантов, например, что 41-м году Гитлеру не надо было сопротивляться, а надо было «подставить левую щеку, как учит Библия»: тогда бы, дескать, «Господь бы дал ему покаяние».
Всё это вздор, причем не простой, а безбожный. Безбожный потому, что обманом превращает слово Божие в пустую игру слов. Но обман этот весьма примитивный, основанный на нашем невежестве, незнании Св. Писания. Вот как поясняет св. ап. Павел слова Спасителя из Нагорной Проповеди: «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12:20).
Понятно отсюда, о каком враге идет речь! – О том, и только о том, для которого наше добро в ответ на его зло становится «горящими угольями» – обличает его, влечет к покаянию…
Все ли наши противники соответствуют такому критерию? – Конечно нет. И недаром Апостол двумя стихами выше подчеркивает: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми».
…Итак, мы сталкиваемся с невозможностью быть в мире с кем-то. Что делать? – Продолжаем искать помощи в Св. Писании: в апостольских посланиях находим множество всяческих конфликтов между людьми, как с примирением (см. 1-е и 2-е Послания к Коринфянам), так без оного… «Александр медник много сделал мне зла, – пишет ап. Павел Тимофею, – Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам». И тут же, в следующем стихе: «…никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!» (2Тим. 4:14-16).
Нам следует брать пример с Апостола: чьи-то промахи и проступки покрывать любовью, а чьи-то, наоборот, обличать и предупреждать о них окружающих. На практике чаще всего приходится просто прерывать общение с теми или иными лицами, опять же по апостольскому слову: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:10-11). Заметим при этом, что слово «еретик» в оригинале имеет не только религиозный смысл, к которому мы привыкли: это всякий упрямец, фанатик, упорствующий в своем мнении. Епископ Кассиан (Безобразов) предложил для него такой перевод: «человек узкого толка»…
Иеромонах Макарий
г. Иваново
В начало страницы | На заглавную страницу |