Скажите, исихазм - это прерогатива монашества, или мирянину тоже доступно безмолвие и непрестанная молитва?
Ваше недоумение, как это нередко бывает, вызвано неясностью в понимании иностранного слова.
Когда диакон или священник на богослужении возглашает просительную ектению и призывает к молитве «о богохранимой стране нашей Российской, властях, воинстве и народе ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте», он цитирует Священное Писание (1Тим.2:2), где в оригинале сказано: «ина иремон кэ исихион вион диагомен...» Итак, «исихиа виа» – безмолвное житие – не только не составляет чью-то «прерогативу», но и прямо испрашивается у Господа для всех без исключения!
Но что же значит это безмолвие? Всем рот закрыть, и не смей пикнуть, и не думай ни о чём? К Православию, во всяком случае, такое «безмолвие» не имеет ни малейшего отношения.
«Молва» в церковнославянском тексте Св. Писания означает совершенно не то, что в современном русском языке – как хорошо известно всем тем, кто внимательно его читает и слушает. Молва – это мятеж, шум, волнение, беспокойство. И недаром в русском Синодальном переводе упомянутая цитата из Послания к Тимофею звучит так: «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную…»
Вот о каком безмолвии идет речь. Неудивительно, что оно способствует непрестанной молитве, о которой вслед за ап. Павлом (1Сол.5:17) нам снова и снова напоминают христианские авторы. «Исихастами» называли монахов, которые особенно в ней преуспели. Такая молитва, как и безмолвие, нужна всем, но ее форма и мера, как и мера безмолвия, будет у каждого своя, в зависимости от образа жизни и личных особенностей.
Когда мы в круговороте дел постоянно обращаемся к Богу, просим Его вразумить нас и помочь, не теряя контакта с Ним ни в радости ни в скорби, такая молитва будет куда полезнее хоть круглосуточного «вычитывания» канонов и акафистов... И она доступна каждому.
Иеромонах Макарий
г. Иваново
В начало страницы | На заглавную страницу |