О послушании и любви

"...Не ищет своего"

 

В том веке, который зовут золотым,… править значило не властвовать, а исполнять обязанность. – Сенека. Письма к Луциллию.

 

У ребенка есть совесть, но ее голос молчит в ежедневных конфликтах. Зато всплывает потаенная ненависть к деспотической, несправедливой и безответственной власти взрослых. – Януш Корчак. Как любить ребенка.

 

В православной сети елицы.рф, на странице «Вопросы батюшке», появился такой вопрос:

– Я, как патриот, считаю, что в детях надо прежде всего вырабатывать смирение, ломать их волю. Один мой сын смирился и боится слова поперёк сказать, другой вырос страшным хитрецом, успешным, но циничным: обманывает с улыбкой, душит в белых перчатках. – Чем я неправ?

Ответ я дал незамедлительно и очень кратко:

– Вы неправы своим преступлением против сыновей. Одного Вы превратили в слизняка, другого – в подлеца. И еще преступлением против всей России. Русские люди смотрят на Вас, на жертвы Вашего безумия, и делают вывод:

– Вот что такое патриот! – Если так, то надо подальше держаться от патриотизма.

Сегодня продолжаем разговор.

 

Он рос послушным…

Эта фраза – не стандартный кирпичик из «благочестивых» житийных сказаний, сходных друг с другом как патроны в обойме и несходных с фактами как гвоздь с панихидой. Увы, всё гораздо хуже и гораздо ближе к истине: это слова безутешной матери над гробом жертвы очередной «группы смерти» в наших коммерческих соцсетях. Жертвы неслучайной; как говорят по такому поводу сотрудники МЧС, случайных пожаров не бывает.

С другим печальным событием знакомимся по протоколу перекрестного допроса в судебном заседании. Студентка второго курса обвиняется в сбыте кокаина. Показания дает мать обвиняемой, свидетельница защиты.

Прокурор: Вы заявили суду, что Ваша дочь не могла совершить вменяемых ей действий, поскольку Вы дали ей христианское воспитание и приучили к послушанию. Вы подтверждаете свои слова?

Свидетельница: Да, конечно подтверждаю!

Прокурор: Подтверждаете ли Вы, что Ваша дочь испытывала острое любовное чувство к такому-то [осужденному наркоторговцу]?

Свидетельница: Да, в общем-то, я знаю.

Прокурор: Поясните, суду, каким образом её склонность к послушанию может свидетельствовать о её невиновности в сбыте наркотиков.

Свидетельница, после паузы: Не знаю…

Обвиняемая была приговорена к шести годам лишения свободы.

Третий пример – не криминальный и даже не столь уж печальный. Но неприятный. Приходской настоятель в сане игумена попросил (что называется «благословил») одну молодую женщину время от времени помогать в храме с уборкой и другими хозяйственными нуждами. Разумеется, она не отказала. А поскольку была она весьма благочестива, ответственна и воспитана в послушании, «время от времени» быстро превратилось в «регулярно», а затем и в «постоянно», причем без оплаты – что, вопреки апостолу (Иак.5:4), именуется «во славу Божию».

Нетрудно догадаться, что её супружеская жизнь покатилась под откос, о чем она в большой тревоге сообщила о. настоятелю:

– Батюшка, муж негодует, что меня всё время нету дома…

– Ничего, ничего, пусть смиряется. Это полезно.

– Но я не могу так часто убираться в храме!

– Что значит «не могу»? Я тебя благословил: надо слушаться священника.

– Но жена ведь должна слушаться мужа.

– Муж пошел против Бога. А будешь спорить – смотри, пожалеешь, когда Бог накажет.

Недоумение, страх, слезы… Кто-то вправил бедняжке мозги: она на коленях попросила у мужа прощения, покаялась в «послушании», и к тому игумену больше ни ногой. Слава Богу: Церковь одна, а духовенства много.

 

Хотели как лучше

Что же это получается? Нет ли тут ошибки, обмана, пропаганды безбожия?... Ведь известно, что послушание выше поста и молитвы. Ведь в православных руководствах (обычно без рекомендации Издательского Совета РПЦ – но это побоку) черным по белому сказано: главное – послушание! Прихожане должны беспрекословно слушаться священников, жены – мужей, младшие – старших: на этих принципах, как на фундаменте, стоит христианская жизнь, а кто их нарушает, тот своими руками готовит себе вечные муки… Не так ли?

Не так. Точнее, далеко не всегда и не для всех.

Кто знаком с воинской службой, тот помнит: приказ должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Кто давно водит машину, тот видел, что бывает, когда нарушают ПДД. Кто работает в большом учреждении или коммерческой организации, то знает цену дисциплине. И под сомнение эти факты никто не ставит. Но далеко не всё в этой жизни живёт по принципам Вооруженных Сил, автомобильной трассы или рабочей группы.

И самое главное, что есть в этой жизни, Христова Церковь, вместе со своим миниатюрным оттиском, малой церковью – семьей – живёт по другому принципу. Нельзя думать, что Церковь, как и семья, чужда послушанию: будучи монахом, могу засвидетельствовать это с уверенностью. Но тем более нельзя подменять жизненный принцип чем-то иным, вторичным и формальным, как яйцо – скорлупой или человека – именем.

Что же это за первичный принцип во главе Церкви, большой и малой?... Христианин должен знать без напоминания: не что, а Кто. Христос, Бог, ставший Человеком, распятый и воскресший за жизнь мира. И всё, мало-мальски существенное в Церкви, как большой, так и малой, делается с Ним, вслед за Ним и ради Него.

– Само собой разумеется! – прервут нас, – именно так мы и поступаем! Всё ради Христа, и послушание в первую очередь. А свидетельств в пользу безоговорочного послушания в церковном предании не счесть…

Увы, применяя негодное средство, такие знатоки и любители церковного предания буквально по слову баснописца становятся «опаснее врага». И хуже того, наносят удар сразу по двум направлениям: себе и ближнему. Двустишие в стиле постмодернизма объединяет поэтическое наследие двух русских классиков:

Я и Пустынник, я же и Медведь:
Всегда готов себя булыжником огреть!

 

Церковь о «беспрекословном послушании»

В недоумениях и сомнениях касательно данного предмета Русская Православная Церковь поставила точки над «i»: в 1998 году на декабрьской сессии Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Алексия II, было принято Определение о пастырских злоупотреблениях. Каждый желающий легко найдет его в сети; здесь мы приведем лишь несколько кратких выдержек из этого канонического установления Церкви.

«Имели суждение об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью «вязать и решить».

Постановили: Имея в виду участившиеся жалобы мирян на канонически неоправданные действия отдельных пастырей, указать священникам, несущим духовническое служение на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям:

°        принятию монашества;

°        несению какого-либо церковного послушания;

°        внесению каких-либо пожертвований;

°        вступлению в брак;

°        разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам;

°        отказу от супружеской жизни в браке;

°        отказу от воинского служения;

°        отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей;

°        отказу от получения медицинской помощи;

°        отказу от получения образования;

°        трудоустройству или перемене места работы;

°        изменению местожительства.

Напомнить всем пастырям-духовникам о том, что они призваны помогать своим пасомым советом и любовью, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина. Подчеркнуть, что беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой.

Напомнить пастырям о необходимости соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни.

Призвать верующих Православной Церкви обращаться к своему правящему архиерею всех случаях, когда пастырь-духовник превысил данную ему Богом власть «вязать и решить». Напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению Святых Отцов и каноническим установлениям Православной Церкви.

Епархиальным Преосвященным довести настоящее постановление до сведения священнослужителей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви».

Прошу обратить особое внимание на последний пункт. С момента принятия этого важнейшего постановления прошло уже 20 лет, и если священники его прекрасно знают (обязаны знать), то многие миряне, скорее всего, «не в теме»… Не надо ждать, что епархиальные архиереи будут год за годом, снова и снова, «доводить его до вашего сведения»: Интернет есть почти у всех.

 

Яд властолюбия

Если Церковь свята, то почему же происходят в ней подобные злоупот­ребления? Откуда берутся такие лже-пастыри, оборотни в рясах и клобуках, которые запугивают или «насильно благословляют» верующих, ломают их волю, ломают брак, ломают жизнь?

Церковь свята, но люди – далеко не всегда. Церковь свята своей Главой – Христом, свята теми дарами добра и любви, которые Господь дает ей Сам и через Своих святых угодников. Когда же мы начинаем искать святости в людях вместо Христа, нас неизбежно ждут глубокие разочарования и тяжкие скорби.

Очень ясно говорил об этом приснопамятный архимандрит Авель (Македонов): «Священник должен быть прозрачным для прихожанина». Верующий глядит на священника как в окно, за которым – Христос и Его Церковь во всей её полноте. Стекло окна открывает вам всё то, что за окном. Если же вы видите само стекло, значит, оно загрязнилось, его нужно вымыть – или заменить…

Гордость – мать пороков, если не всех, то очень многих. Отсюда вырастает и примитивное стяжательство, и чванливое тщеславие, и обольщение своими прошлыми успехами, и многое-многое другое. Но особенно опасен смертельный яд властолюбия, яд наслаждения своей властью над душами верующих, рабски преданных людей, тех, кого ты из рабов Божиих превратил в своих собственных рабов. Редко кому из отравленных этим ядом удается найти противоядие – смиренное покаяние перед лицом Спасителя.

Но что самое печальное, вина за их гибель в значительной мере ложится на нас самих... Ведь порабощаемся мы не насильно, а добровольно. Кто отнимает у нас собственную свободную волю и подчиняет воле чужой, что заставляет нас быть рабами? Ничто, кроме собственного невежества, лицемерия, духовной лени и безответственности.

Об этом предупреждал Святейший Патриарх Алексий II, обращаясь к Епархиальному собранию Москвы в 2003 году:

«Православие не знает римо-католического разделения на Церковь учащих и Церковь учимых… Сам по себе священник не носитель абсолютной истины, и священный сан отнюдь не является гарантией безошибочности суждений.

…Все христиане призваны к духовной свободе, и надо это ценить и уметь пользоваться духовной свободой, которую даровал нам Христос Господь. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства… К свободе призваны вы, братия». Свобода и послушание взаимосвязаны и не противоречат друг другу.

Бог есть Отец творения, всех живущих, и поэтому все люди в едином Небесном Отце между собою братья и сестры. У Бога нет пасынков и падчериц. Более того, у Небесного Отца нет внуков и правнуков – все только дети, которые состоят в первой степени родства с Господом. Поэтому в земной Церкви, которая является отражением Царства Небесного, должны быть как бы семейные отношения. Подлинное церковное каноническое послушание – это послушание любви сына к отцу и отца к сыну, а не послушание раба, трепещущего перед деспотизмом владыки, и не самовластье барина перед униженным слугой.

…К сожалению, некоторые священнослужители, настоятели не заслуживают этого наименования, потому что ведут себя на приходе как мини-папы, мини-цезари и грубо, властно требуют беспрекословного подчинения своей, часто неразумной, воле, своему эгоизму. Так властолюбие одних создает раболепство других, и наоборот – лесть и фарисейство одних развивает чванство и мнимое величие других».

Если Церковь – это большая семья, то недаром семья зовется малой церковью. И в малую церковь, как и в большую, проникает смертельный яд властолюбия. Симптомы отравления знакомы всем родителям и педагогам; но одни с тревогой обнаруживают их, ищут и находят противоядие, – а другие принимают как должное и пожинают плоды…

Об этом говорят нам заметки Януша Корчака в книге «Как любить ребенка». Доктор Корчак не был христианином, но в нем как нельзя яснее светит глубокая истина 2-й главы Послания к Римлянам: подвиг врача и воспитателя, любовь к людям и жертва собственной жизнью, свидетельствуют о «написанном в сердце деле закона», которое «выше всех всесожжений и жертв».

 

Так что же это такое, любовь?

Итак, «церковное послушание – это послушание любви». Но читая знакомые слова апостола Павла, «Любовь долготерпит, милосердствует… не гордится, не бесчинствует, не ищет своего…», мы иной раз спотыкаемся о серьезное препятствие: «Что такое любовь?»

Одни вовсе отвергают этот важный вопрос как «пустую схоластику»; другие, наоборот, разрешают его с неимоверной легкостью и широтой. «Выпорол сына, как сидорову козу… Отобрал у дочери духи и губную помаду… С женой не разговариваю, пока не научится послушанию… Прихожанке запретил спать с мужем… Так ведь я же его (её) люблю, добра желаю!»

Приходится видеть, как любовью объявляют всякое благое пожелание, душевное расположение, эмоциональное переживание, сексуальное влечение, а иной раз и всё вместе взятое, перемешанное и размазанное, словно на палитре живописца: выбирай любой оттенок. И очень напрасно.

Если «Бог есть любовь», – как о том свидетельствует апостол Иоанн и повторяет для верности дважды, чтобы у нас не осталось о том никаких сомнений, – то уж конечно, нам подобает знать о любви нечто определенное и конкретное. Что же именно?

Замечено Оригеном – и зафиксировано в «Добротолюбии» святителей Василия Великого и Григория Богослова – что отдельные глубокие мысли Св. Писания удается понять лишь в их связи с целым: сегодня мы называем это «принципом голограммы». Ориген сравнил Св. Писание с огромным зданием: в нем множество запертых комнат, а ключи к ним разложены по всему зданию. Чтобы открыть одну комнату, приходится иной раз долго искать ключ в других помещениях…

К счастью (и неслучайно!) ключ к любви мы находим у того же апостола Иоанна в его Евангелии и в Первом Послании: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную… Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев».

Яснее некуда, не правда ли? Любовь – это жертва, любить – это отдать себя другому. Бог один, и любовь в истинном смысле одна. Нету разных Богов, и нету разных любовей. Та же самая любовь Распятого Бога к земному человеку, любовь матери и отца к ребенку, любовь сына к больным родителям, любовь солдата к Родине при нападении врага. И та же самая самоотверженная любовь между мужем и женой в подлинном браке – потому что брак создан Богом как храм и школа любви. И та же самая любовь подлинного пастыря к своим прихожанам, когда чужая боль становится своей.

* * *

Мы начали разговор с нескольких житейских наблюдений; закончим еще одним, но уже в другом ключе. Прихожанин обращается к священнику:

– Скажите, должна ли жена слушаться мужа?

– Это полезно...

– А дети должны меня слушаться?

– Тоже доброе дело.

– И как сделать, чтобы они все меня слушались?

– Не надо этого делать!

– Что же тогда?...

– Надо сделать так, чтобы они Вас любили. Будут любить – будут и слушаться. А заставите слушаться – слушаться все равно не станут. И любить не станут.

– А как сделать, чтобы они меня любили?

– Это проще простого: любите их сами.

– Так ведь сядут на шею!

– Если садятся на шею, значит, вместо любви у Вас «предоставление услуг». Любить же надо крепко-крепко, глубоко и самоотверженно. По-христиански.

Иеромонах Макарий
г. Иваново


В начало страницы На заглавную страницу