Православие в Америке

(отрывки)

...Вряд ли удастся определить Православие лучше чем св. Тихон Задонский, русский святитель 18-го века. (Как нам не хватает сегодня его пламеннаго сердца! Нужно больше читать его - и следовать его словам). Св. Тихон называл Православие Истинным Христианством и даже написал целую книгу под таким заглавием. Но "истинное христианство" - это вовсе не только правильные взгляды и суждения: сами по себе они вам не помогут... Это нечто живое и горячее (а не абстрактно-холодное), что относится к сердцу (а не только к разуму) и постигается всей жизнью (а не только изучением).

Каждого, кто всерьез принимает Православие, кто начинает восхождение к нему у себя в сердце, кто берется за работу над собой, - того непременно можно отличить, так сказать, по аромату истиннаго христианства: он не похож на тех, кто живет одними интересами мiра… Православие - это не просто еще одно вероисповедание: это образ жизни, это жизненный путь, который отличает нас от мiра и который полностью зависит от наполнения нашей повседневной жизни вечным, небесным содержанием.

Если ты православный и не отличаешься от мiра - дело плохо: уж лучше бы ты не был православным. Нет горше зрелища, чем те, кто владея сокровищем истинной веры, - сокровищем, которое в наши дни ищут и не могут найти столь многие, - не знает ему цены, не имеет для него применения.

Только что из окна вагона я оглядел всю Америку, весь ее неохватный простор и разнообразие. В поезде у меня было несколько интересных встреч и разговоров о Православии. Я, конечно же, не раздавал брошюр по вагонам, но сам мой вид - в рясе, с крестом и с бородой - привлекал внимание. Сплошь и рядом это было праздное любопытство, что, впрочем, типично для сегодняшняго отношения к православным в Америке: маленький мальчик был убежден, что я Дед-Мороз, а какая-то женщина назвала меня "аятоллой" (в это время происходила революция в Иране.) Но были и плодотворные встречи. Я разсказывал людям о Православии, поделился несколькими номерами нашего журнала. Вот одна из историй, особенно трогательная для православнаго сердца.

В тот день мы проезжали штат Вайоминг - пустую, промерзшую равнину, только стада антилоп там и тут, - и я разговорился с серьезным молодым человеком. Успев уже разочароваться в римском католицизме и различных протестантских исповеданиях, он взялся учить русский язык чтобы поехать в Россию и послушать, что скажут те, кто страдает за веру. "Уж там-то, наверное, всерьез", - надеялся он, видя кругом столько религиознаго лицемерия. Он подробно разспрашивал меня обо всем, от православной догматики до обычаев и нравственнаго учения; потом прочитал главу из нашей книжки "Православие и Религия Будущаго" и подтвердил, что она точно соответствует его собственному опыту, который он сам не умел выразить… Посеяно еще одно семя; пускай не весь Вайоминг, но хоть кто-то здесь станет православным.

Снова и снова убеждаемся мы, что Православие, по определению св. Тихона, это и есть истинное христианство, необходимое сегодня как никогда. Это безценное наше богатство не может лежать без дела. Совсем не обязательно ходить по домам, как "Свидетели Иеговы", или проповедовать на улицах. Наша вера найдет себе естественное внешнее выражение, коль скоро мы станем работать над ней, коль скоро мы предоставим ей возможность изменить нашу жизнь.

Вот что я услышал недавно от одного искренне верующаго человека: "Православие - это истина, но она слишком сложна для нашего времени. Поэтому я мало с кем говорю о Православии". В этих словах есть зерно правды: Православие действительно гораздо сложнее западных вероисповеданий; но тем не менее каждый, в ком есть стремление к живой, требовательной вере, способен принять его. Так что надо гуще сеять, чтобы был богаче урожай…

Иеромонах Серафим (Роуз)
1978 год


В начало страницы На заглавную страницу