ИВАНОВСКИЙ СВЯТО-ВВЕДЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Осторожный охотник

Письмо в газету "Московский Комсомолец"; не опубликовано.

Бабуру приписывается следующее высказывание: "В кучке помета под сенью платана осторожный охотник видит стадо диких свиней". Проявив подобающее внимание к образцу классической мудрости, мы без труда обнаружим его тесную связь с некоей узко-практической ситуацией полтысячи лет спустя.

Каждый согласится, что платан - это прообраз газеты "Московский комсомолец": в густой, раскидистой сени его листов находят себе место и люди, и звери, и птицы, и гады. Кучка помета - это заметка под названием "Прах-человек", за подписью А. Колпакова, опубликованная в рубрике "Верую!" 17 июня текущего года. Шагать через нее, разумеется, надо с осторожностью - но чтобы стать осторожным охотником этого мало. Нужна способность, присущая читателям "МК" вообще и данной рубрики в особенности: шевелить мозгами. О том и речь.


Прежде всего: почему осторожность? Очевидно, это охотничье качество соотносится с объектом охоты. Посмотрите, например, как представляет А. Колпаков героя своей заметки: "…архимандрит одного женского монастыря, что в Ивановской губернии. Назовем его, к примеру, отцом Арефой (Карабасовым)". Ивановсвкая губерния (точней, епархия) невелика, и нетрудно убедиться, что тут нет такого архимандрита с такой странной фамилией. Зачем же, если Колпаков пишет правду, называть его "к примеру" чужим именем? Если же лжет, то… Впрочем, осторожность диких свиней всем хорошо известна. К ней нужно добавить такие свойства, как агрессивность, хитрость и точный расчет: не знаю, насколько они характерны для животного мира. Про нечистоплотность, я полагаю, говорить не приходится.

Итак, расчехлим наш бинокль трезвого взгляда на мир, сфокусируем его здравым смыслом, подберем светофильтр конкретного знания и выясним, что за экземпляры оставили в заметке А. Колпакова свой специфический след.

Дикая свинья №1: "Не устает удивлять тот факт, что отдельные представители духовенства сами являются проводниками бытового оккультизма… Приехавший от него на днях священник рассказал, будто видел в монастырской трапезной ивановского батюшки прибитых к стене гвоздями кукол. Куклы эти символизируют неугодных ему людей - ослушников и обидчиков… Передали устной почтой такой случай… По слухам…" Эту свинью впрягал в салазки еще Вольтер - "Клевещите, клевещите, кто-нибудь да клюнет" - а сегодня ее услуги нарасхват по обе стороны Атлантики. Читайте внимательно: безымянный священник на днях разсказал, будто видел у отдельного представителя с выдуманным именем и т. д. и т. п. Задача свиньи №1 - погрузить читателя в атмосферу лжи, чтобы тот потрял способность, а затем и желание, отличать ложь от правды. Дело на 100% свинское, что подтверждает и апостол (2Петр. 2:18-22).

Дикая свинья №2 работает в тандеме с первой: "Согласно опросу, проведенному социологическим центром МГУ, среди христиан верят в колдовство, порчу и дурной глаз 47%, в спиритизм - 18%..." С ее помощью оккультизм в сознании читателя путем примитивной ассоциации превращается в цирковой фокус или бред. Остается только вспомнить замечание Бодлера - "Сатана достиг решающего успеха, убедив людей в том, что он не существует" - чтобы понять, насколько важную стратегическую задачу выполняет свинья №2.

Дикая свинья №3 пасется в резерве: "В условиях, когда лишь один священник из десяти имеет хотя бы семинарское образование, - пишет Андрей Кураев в книге 'Оккультизм в православии'…" Тот, кто читал эту книгу, прекрасно знает, о чем там идет речь. А между тем, читателя, изнемогающего в борьбе с первыми двумя свиньями, подстерегает третья: можно ожидать, что тот сгоряча перенесет весь свой накопленный заряд гадливости и гнева на А. Кураева - словно тот заодно с А. Колпаковым.

Дикая свинья №4 видна невооруженным глазом и привычна до оскомины: "…В трапезной у него все больше новые русские кушают. Батюшка кого из них венчал, кому ребеночка крестил, кого на путь истинный наставлял. Любит он с новыми русскими: они народ щедрый, на храм отстегивают регулярно…" На костре классовой ненависти сожгли Россию в прошлом веке; на это же пламя надеются и в нынешнем, если его аккуратно поддерживать и регулярно подпитывать.

Дикая свинья №5 - избирательного действия: "…Отец Арефа, исполняя должность игумена (духовника) женского монастыря, зарекомендовал себя с самой моральной стороны… Обязательно "заведет", распалит, попросит раздеться. И вот когда такая разденется, он берет ее за руку, подводит к зеркалу…" и т.д. Свинья №5 рассчитана на тех, у кого сознание перешло в половые органы (по свидетельству знаменитого фрейдиста д ра Джеффри Мэйссона, именно о таком феномене толковали некогда его наставники: кто бы мог подумать, что он встречается даже среди читателей "МК"). Уж если они не в силах понять ни бельмеса, то пускай хоть развлекутся немного - а заодно и выработают себе подходящую картинку монастырской жизни.

Дикая свинья №6 - самая жирная и жадная: "Прихожане отца Арефу боятся как огня и пугают им других: "Да ты что, не знаешь, он же тайный цыган, у него штатные оккультисты есть. Натравит - несдобровать!" … Все боятся отца Арефу, потому что он неслыханную власть над душами имеет. Боятся и уважают…" Эта свинья бьет наивных, необразованных, далеких от церковной жизни людей, создавая у них впечатление, что Православие - это дурдом, а православные верующие - кучка имбецилов.


Остается выяснить, зачем вообще понадобилось охотиться на диких свиней: ведь ни Бабура, ни его читателей поросятина не волновала. Однако осторожному охотнику приходилось день и ночь защищать посевы от непрошенных гостей. И приходится до сих пор.

Всем, разумеется, памятен евангельский рассказ о сеятеле. По его образцу попробуем описать происходящее перед нашими глазами:

"…Иное семя упало на Русскую землю и лежало долгие годы, и ни безумие, ни невежество, ни предатели, ни иноплеменники, ни кровь, ни слезы его не одолели. И вот настал день, и семя взошло, и поднялись всходы и стали колоситься. Тогда набежали стада диких свиней, одно за другим, и набросилось на всходы: пожрать их, вытоптать, разорить и изгадить. Где найти от них защиту?..."

Пара метких выстрелов извне, конечно, придется кстати, но дела они не решают. Всходы растут в душе каждого из нас, и каждый должен стать осторожным охотником на разливе своей собственной души. Тогда уж никакая кучка, наподобие упомянутой выше, не станет нас безпокоить: только и заботы будет, чтобы осторожно через нее перешагнуть.

Иеродиакон Макарий
г. Иваново


В начало страницы На заглавную страницу