Православное просвещение

«...Да в ней намек»

Недавно одна любопытная корреспондентка пыталась у меня выяснить, как было имя сеятеля, который сеял семена в различных местах (Мф.13:3 и др.), и причислен ли он к лику святых. Мой ответ, что история о сеятеле представляет собою притчу – как о том единогласно свидетельствуют евангелисты, – и сеятеля нельзя отождествить с конкретной личностью, ни в малейшей мере ее не удовлетворил, а напротив, дал ей повод обвинить меня в богохульстве:

– По-вашему выходит, что Господь рассказывал людям сказки? Компостировал, значит, мозги?? Ну и ну, вот так священники у нас… Обязательно сообщу митрополиту про вашу ересь!

Пускай сообщает: имеет право. Вспомним, однако же, двустишие, стоящее на почетном месте в ряду русских афоризмов:

«Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок».

Из первой публикации «Сказки о Золотом Петушке» оно было изъято цензурой: не по тому ли же самому поводу?... Действительно, кому и зачем нужны намеки? И почему ложь должна быть уроком? Надо излагать суть дела – тем более столь серьезного дела! – в прямых, простых и правдивых словах, безо всяких намеков. Не правда ли? – И Сам Спаситель вполне мог бы показать нам пример такой доступной подачи Своего учения.

Мог бы… Но Он поступил по-другому. Не оставив нам ни единого письменного слова, через евангелистов Он передал нам Свои притчи, возложив написание потребных нам учебников Догматического богословия на наших самых грамотных и дисциплинированных собратий.


Об этом пришлось мне очень всерьез задуматься, держа в руках небольшую книжку Артемия Лебедева под названием «Сказочник» (М.: Никея, 2012. – 112 с.: ил.) Согласитесь: «очень всерьез» – звучит неуместно, коль скоро речь идет о волшебных сказках для детей. Что там может быть серьезного, особенно в наши дни, когда за малейшую толику внимания со стороны читателей от семи до семидесяти семи лет яростно конкурируют десятки всевозможных жанров, форм и видов околесицы, ахинеи, развлекаловок, демотиваторов, кошмариков, ужастиков, приколов, бреда и пошлятины...? – Тем не менее, если не логика, то интуиция подсказывала мне, что книжка эта серьезная, и разговор о ней должен быть серьезным.

И поскольку специфика детства ipso facto далека от кельи монаха (в т.ч. иеромонаха), пришлось мне для начала обратиться за консультацией к серьезным специалистам: детям дошкольного и младшего школьного возраста. И вот какое заключение (любезно оформленное и присланное их мамой N.) поступило ко мне вскорости:

«Безусловно, автор очень хороший отец (и дедушка); этой книгой он напоминает всем родителям, какими внимательными и любящими они должны быть… Вопреки всему, что нас окружает и атакует, дети хотят нормального детства, где есть место вечерней сказке.

…Пускай хотя бы полчаса перед сном дети и родители принадлежат друг другу: и не на поле шумной брани с уроками, поведением и дисциплиной, а в благодатной тишине, когда так нужна сказка... Сказка – отражение жизни для детского глаза и сознания, намек, набросок, эскиз реальности; но узнавать и понимать ее вместе с детьми – большое счастье.

Особенное спасибо за сказку «Пластмассовые мальчики», где родители, опившись и объевшись чужеродной отравой, обменивают у злой колдуньи свое потомство на эрзац-детей – с виду настоящих, но легко управляемых, как в компьютерных играх. Впитав эти сказки, дети не поведутся на ложь, не разменяют жизнь на игрушки, войдут в юность с надежной прививкой от расчеловечивания…»

Сказка-ложь спасает от лжи? Детская игра сохранит детей от размена жизни на игрушки? – Именно так. Точное слово прививка объясняет нам происходящее. Читая или слушая сказку, ребенок привыкает отшелушивать «сказочную» оболочку от существа дела – привыкает раскрывать намеки, восстанавливать реальность по эскизам, работая головой и подключая сердце. Мало того: в хорошей сказке есть несколько уровней оболочки, которые лишь постепенно, с возрастом и опытом, отслаиваются и открывают перед молодой душой дотоле сокрытые глубины бытия… Поистине, серьезное это дело – сказка для детей.


Теперь остался последний, он же главный вопрос. Мы-то с вами уже давно не дети: нам-то зачем сказки и притчи? О большом счастье читать сказку с детьми пишет нам N. – в силу ли одного нежного чувства к детям, или же потребности в серьезной пище для взрослой души? Ведь недаром Спаситель так много и терпеливо говорил притчами…

Стало быть, снова возьмем то же Евангелие и найдем ответ в начале 18-й главы: «Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство небесное». Хороша книга по Догматическому богословию, но Христос требует в некий момент отложить ее в сторону и включиться в самостоятельную работу по раскрытию намеков и разбору эскизов, в работу головы и сердца, столь привычную нормальным детям, о которой мы, взрослые, то и дело забываем. Требует открыть книгу и читать сказку. Лучше всего вместе с детьми.

Иеромонах Макарий
г. Иваново


В начало страницы На заглавную страницу