Ивановский
областной институт развития образования
Иваново-Вознеснская
епархия Русской Православной Церкви
Обратная связь
Нравственные основы семейной жизни (к оглавлению)
Каждая семья – это микрокосмос, живущий особой жизнью. Переступая порог своего дома, каждый член семьи, и взрослый, и ребенок, должен ясно осознавать: это иной мир. Иной прежде всего в том, что мир этот добрый, справедливый и разумный, что здесь правит любовь. И родители отвечают за целостность и исполнение семейного закона.
Предметы для обсуждения: «У всех так – а у нас не так!» // Как понимать права и обязанности в семье // Бытовая эстетика // Вместе трудимся, вместе отдыхаем // Как организовать общий досуг // Здоровый образ жизни // Деструктивные формы досуга // Зависимости – угроза семье // Семейные ресурсы и сбережения // Семейный бюджет – общая забота // Семья и профессия.
Задания
по теме:
1.
Рассмотрите
картину «Семья».
1. К какой эпохе, по-вашему, относится
эта сцена? Из кого состоит семья (сыновья, дочери, зятья, невестки, внуки…) и
куда она идет?
2. Персонажи картины очень различны
(приведите примеры); однако, глядя на них, попытайтесь дать общую
характеристику нравственного состояния данной семьи.
3. Порядок шествия строго определен
(опишите его); почему девушка идет впереди главы отца и матери? Есть ли
основания видеть в этом «рекламу товара»?
4. Сравните данную семью с изображенной
на одноименной картине, тема 8, задание 3. В чем их сходство и различие?
5. Хотели ли бы вы породниться с этой
семьей (выйти замуж за сына, жениться на дочери)? – Обсудите.
2.
Прочитайте
трагедию «Скупой рыцарь».
1. «О, бедность, бедность! Как унижает
сердце нам она!» – найдите, как Альбер несколькими стихами ниже сам опровергает
эти свои неразумные слова.
2. В третьей сцене барон обвиняет сына
перед герцогом. Укажите в тексте первой сцены несколько доказательств чистой
совести по отношению к отцу и высоких нравственных качеств Альбера.
3. Вся вторая сцена (монолог барона) –
обличение страсти к деньгам. Найдите в тексте, как противопоставлен этот порок
нравственным принципам семейной жизни.
4. Герцог приветливо принимает как
Альбера, так и барона, и благодушно выслушивает его обвинения против сына. По
какой причине он затем резко меняет свое отношение к обоим?
5. В какой мере эта трагедия может быть
перенесена в реальность сегодняшнего дня? Что сохранилось бы в ней? Насколько
актуален ее сюжет?
3.
Рассмотрите
картину «День выборов».
1. Что происходит в этой семье?
2. Сколько человек участвует в семейном
конфликте? Чью сторону занимает художник?
3. Кто сохраняет спокойствие? Будьте
внимательны!...
4. Каким образом можно было бы избежать
столкновения? – Обсудите.
4.
Прочитайте
отрывок «Отчаяние».
1. В какой мере возлагает автор
нравственную ответственность на мальчика? Докажите по тексту, будьте
внимательны.
2. В чем был неправ инженер?
3. Объясните заглавие отрывка.
Сопоставьте с последним абзацем.
4. В отрывке четыре персонажа (включая
птицу): к кому из них более всего относится слово «отчаяние»?
5. Как преодолеть отчаяние? – Обдумайте,
обсудите.
5.
Рассмотрите
картину «Снова дома».
1. Оцените эмоциональное состояние
персонажей картины; сопоставьте их с героями рассказа «Возвращение» (тема 8,
задание 5).
2. Какое настроение сообщает картина
зрителю? Проследите не только сюжет, но и детали семейного быта, изображенные
на картине.
3. Что делает старшая дочь? Какова реакция
отца и матери? Видите ли вы в этом что-то унизительное или недостойное? –
Обсудите.
6. Прочитайте рассказ «То была она!»
1. «Все три барышни вскочили, точно
ужаленные»: чем вызвана столь эмоциональная реакция на рассказанную историю?
2. Как объясняют девушки свое отношение
к словам полковника? Чем отвечают они на его недоуменный вопрос: «…Что же вы
будете говорить, когда повыходите замуж?»
3. Почему полковник решил объявить, что
он «пошутил»? Найдите в тексте свидетельства того, что вначале он сказал
правду.
4. Автор рассказа знаменит своей
честностью и острой наблюдательностью. Какой вывод о нравственном состоянии
семьи и семейной жизни в предреволюционной России следует из этого рассказа?
Как связана с этим гибель российской державы в начале ХХ века? – Обдумайте и
обсудите.