Ивановский областной институт развития образования
Иваново-Вознеснская епархия Русской Православной Церкви
Обратная связь

Нравственные основы семейной жизни (к оглавлению)

Тема 10. Семейный очаг

Каждая семья – это микрокосмос, живущий особой жизнью. Переступая порог своего дома, каждый член семьи, и взрослый, и ребенок, должен ясно осознавать: это иной мир. Иной прежде всего в том, что мир этот добрый, справедливый и разумный, что здесь правит любовь. И родители отвечают за целостность и исполнение семейного закона.

Предметы для обсуждения: «У всех так – а у нас не так!» // Как понимать права и обязанности в семье // Бытовая эстетика // Вместе трудимся, вместе отдыхаем // Как организовать общий досуг // Здоровый образ жизни // Деструктивные формы досуга // Зависимости – угроза семье // Семейные ресурсы и сбережения // Семейный бюджет – общая забота // Семья и профессия.

Задания по теме:

1.      Рассмотрите картину «Семья».

1.     К какой эпохе, по-вашему, относится эта сцена? Из кого состоит семья (сыновья, дочери, зятья, невестки, внуки…) и куда она идет?

2.     Персонажи картины очень различны (приведите примеры); однако, глядя на них, попытайтесь дать общую характеристику нравственного состояния данной семьи.

3.     Порядок шествия строго определен (опишите его); почему девушка идет впереди главы отца и матери? Есть ли основания видеть в этом «рекламу товара»?

4.     Сравните данную семью с изображенной на одноименной картине, тема 8, задание 3. В чем их сходство и различие?

5.     Хотели ли бы вы породниться с этой семьей (выйти замуж за сына, жениться на дочери)? – Обсудите.

2.      Прочитайте трагедию «Скупой рыцарь».

1.     «О, бедность, бедность! Как унижает сердце нам она!» – найдите, как Альбер несколькими стихами ниже сам опровергает эти свои неразумные слова.

2.     В третьей сцене барон обвиняет сына перед герцогом. Укажите в тексте первой сцены несколько доказательств чистой совести по отношению к отцу и высоких нравственных качеств Альбера.

3.     Вся вторая сцена (монолог барона) – обличение страсти к деньгам. Найдите в тексте, как противопоставлен этот порок нравственным принципам семейной жизни.

4.     Герцог приветливо принимает как Альбера, так и барона, и благодушно выслушивает его обвинения против сына. По какой причине он затем резко меняет свое отношение к обоим?

5.     В какой мере эта трагедия может быть перенесена в реальность сегодняшнего дня? Что сохранилось бы в ней? Насколько актуален ее сюжет?

3.      Рассмотрите картину «День выборов».

1.     Что происходит в этой семье?

2.     Сколько человек участвует в семейном конфликте? Чью сторону занимает художник?

3.     Кто сохраняет спокойствие? Будьте внимательны!...

4.     Каким образом можно было бы избежать столкновения? – Обсудите.

4.      Прочитайте отрывок «Отчаяние».

1.     В какой мере возлагает автор нравственную ответственность на мальчика? Докажите по тексту, будьте внимательны.

2.     В чем был неправ инженер?

3.     Объясните заглавие отрывка. Сопоставьте с последним абзацем.

4.     В отрывке четыре персонажа (включая птицу): к кому из них более всего относится слово «отчаяние»?

5.     Как преодолеть отчаяние? – Обдумайте, обсудите.

5.      Рассмотрите картину «Снова дома».

1.     Оцените эмоциональное состояние персонажей картины; сопоставьте их с героями рассказа «Возвращение» (тема 8, задание 5).

2.     Какое настроение сообщает картина зрителю? Проследите не только сюжет, но и детали семейного быта, изображенные на картине.

3.     Что делает старшая дочь? Какова реакция отца и матери? Видите ли вы в этом что-то унизительное или недостойное? – Обсудите.

6.      Прочитайте рассказ «То была она!»

1.     «Все три барышни вскочили, точно ужаленные»: чем вызвана столь эмоциональная реакция на рассказанную историю?

2.     Как объясняют девушки свое отношение к словам полковника? Чем отвечают они на его недоуменный вопрос: «…Что же вы будете говорить, когда повыходите замуж?»

3.     Почему полковник решил объявить, что он «пошутил»? Найдите в тексте свидетельства того, что вначале он сказал правду.

4.     Автор рассказа знаменит своей честностью и острой наблюдательностью. Какой вывод о нравственном состоянии семьи и семейной жизни в предреволюционной России следует из этого рассказа? Как связана с этим гибель российской державы в начале ХХ века? – Обдумайте и обсудите.

(к оглавлению)