Ивановский областной институт развития образования
Иваново-Вознеснская епархия Русской Православной Церкви
Обратная связь

Нравственные основы семейной жизни (к оглавлению)

Тема 11. Семья и государство

Семья связана множеством нитей с обществом и государством; самые главные из них определяются государственными законами. Законы предоставляют материальную помощь семьям, юридические гарантии на особые случаи. Требования закона ограничивают независимость семьи в интересах граждан, особенно детей. Семейный Кодекс РФ.

Предметы для обсуждения: Юридическая сторона прав и обязанностей в семье // Помощь семьям со стороны государства, в том числе молодым и многодетным // Общественные организации в помощь семье // Усыновление // Защита благополучия и интересов детей // Катастрофа развода и ее последствия.

Задания по теме:

1.      Прочитайте повесть «Станционный смотритель».

1.     Имела ли Дуня намерение уехать с гусарским офицером? – Найдите ответ в тексте. Сравните ситуацию с побегом, описанным в повести «Метель» (тема 3, задание 4).

2.     Как надлежит охарактеризовать поступок Минского вне зависимости от согласия Дуни? Учтите ее возраст.

3.     «Приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться»: по какой причине? Заметьте прием, оказанный смотрителю в Петербурге.

4.     Обычный ли это случай, и какая судьба ждала Дуню? – Найдите ответ в тексте. – Какой единственной фразой мальчика Ваньки смягчается трагедия обманутой девушки и ее погибшего от водки отца?

5.     Попробуйте перенести события повести в реальность сегодняшнего дня. Что изменилось бы в корне, что осталось бы неизменным? – Обсудите.

2.      Рассмотрите картину «Беглец».

1.     Опишите сцену на картине. Какая деталь картины дает ключ к пониманию происходящего?

2.     Какие события в жизни ребенка могли быть причиной его бегства из семьи? Почему полицейский привел его в закусочную?

3.     Каков смысл во взаимном расположении, сходстве и контрасте фигур ребенка и полицейского? Чем обусловлена связь между ними в данной ситуации?

4.     Какое отношение к закону и правоохранительным органам сообщает зрителю эта картина?

3.      Рассмотрите картину «Иван Грозный и сын его Иван». Согласно историческим сведениям, царь в раздражении ударил свою беременную невестку; сын царя заступился за жену и получил удар посохом в висок, от которого и умер, а его жена не доносила младенца. Тем самым на Руси пресеклась древняя династия великих князей Рюриковичей.

1.     На переднем плане картины – царский посох. Насколько обоснован вывод, что именно посох виноват в убийстве царевича?

2.     Что выражает лицо царя в отношении его поступка, его сына, всей Русской земли?

3.     Насколько характерны в наше время насилие против членов семьи, особенно слабых и маленьких, и оправдание его своей властностью и раздражительностью?

4.     Сопоставьте сцену этой картины с концовкой трагедии «Скупой рыцарь» (тема 10, задание 2). Найдите важнейшие общие черты и существенные отличия.

4.      Рассмотрите картину «По дороге в школу». В 60-х г.г. прошлого века в некоторых штатах Сев. Америки дети из негритянских семей подвергались издевательствам расистов, не желавших допускать их в «белые» школы.

1.     Опишите сцену на картине. Надпись на нарукавных повязках: «Судебный пристав».

2.     Как сложены пальцы правой руки у пристава позади девочки-негритянки? Почему?

3.     Какие принципы законности и порядка символизируют четверо в точности одинаковых приставов, чьи лица при этом скрыты от зрителя?

5.      Прочитайте отрывок «Рождение трагедии».

1.     В какой мере справедливо суждение: «Эта семья погибла из-за денег»?

2.     В письме мы не видим никаких безнравственных поступков автора. Почему, тем не менее, делается вывод о том, что он виноват в трагедии семьи?

3.     Попробуйте изложить эту трагедию от имени бывшей жены предпринимателя. Додумайте недостающие детали на основании его письма.

4.     Предпоследний абзац («Если бы…» и т.д.) рисует возможность иного развития событий; можно ли было бы в таком случае утверждать, что трагедия потеряла остроту, или никакой трагедии вовсе не произошло? – Обсудите.

6.      Просмотрите видео-отрывок «Память», прочитайте текст песни.

1.     Опишите, в каком состоянии находится семья рассказчика на данный момент. Как связано это с появлением гостя?

2.     У рассказчика – веселая, свободная и обеспеченная жизнь («всё в деньгах похоронил»): чем вызвана его реакция на вопрос про «мучительный недуг»? обоснована ли она?

3.     Объясните возглас: «Нет Гитлера на вас!» – Разве может быть что-то хорошее или желательное во вражеском нашествии?

4.     Объясните нравственное содержание сцен расстрела. Кого или что символизируют вражеские солдаты? Кто или что может защитить от них?

5.     Сопоставьте этот видео-отрывок со стихотворениями задания 4 темы 4. Объясните их связь с выводом песни: «В любом из нас сидит война».

(к оглавлению)