Ивановский
областной институт развития образования
Иваново-Вознеснская
епархия Русской Православной Церкви
Обратная связь
Нравственные основы семейной жизни (к оглавлению)
Семья связана множеством нитей с обществом и государством; самые главные из них определяются государственными законами. Законы предоставляют материальную помощь семьям, юридические гарантии на особые случаи. Требования закона ограничивают независимость семьи в интересах граждан, особенно детей. Семейный Кодекс РФ.
Предметы для обсуждения: Юридическая сторона прав и обязанностей в семье // Помощь семьям со стороны государства, в том числе молодым и многодетным // Общественные организации в помощь семье // Усыновление // Защита благополучия и интересов детей // Катастрофа развода и ее последствия.
Задания
по теме:
1.
Прочитайте
повесть «Станционный смотритель».
1. Имела ли Дуня намерение уехать с гусарским
офицером? – Найдите ответ в тексте. Сравните ситуацию с побегом, описанным в
повести «Метель» (тема 3, задание 4).
2. Как надлежит охарактеризовать
поступок Минского вне зависимости от согласия Дуни? Учтите ее возраст.
3. «Приятель его советовал ему жаловаться;
но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться»: по какой причине?
Заметьте прием, оказанный смотрителю в Петербурге.
4. Обычный ли это случай, и какая судьба
ждала Дуню? – Найдите ответ в тексте. – Какой единственной фразой мальчика Ваньки
смягчается трагедия обманутой девушки и ее погибшего от водки отца?
5. Попробуйте перенести события повести
в реальность сегодняшнего дня. Что изменилось бы в корне, что осталось бы
неизменным? – Обсудите.
2.
Рассмотрите
картину «Беглец».
1. Опишите сцену на картине. Какая
деталь картины дает ключ к пониманию происходящего?
2. Какие события в жизни ребенка могли
быть причиной его бегства из семьи? Почему полицейский привел его в закусочную?
3. Каков смысл во взаимном расположении,
сходстве и контрасте фигур ребенка и полицейского? Чем обусловлена связь между
ними в данной ситуации?
4. Какое отношение к закону и
правоохранительным органам сообщает зрителю эта картина?
3. Рассмотрите картину «Иван Грозный и сын его Иван». Согласно историческим сведениям, царь в раздражении ударил свою беременную невестку; сын царя заступился за жену и получил удар посохом в висок, от которого и умер, а его жена не доносила младенца. Тем самым на Руси пресеклась древняя династия великих князей Рюриковичей.
1. На переднем плане картины – царский
посох. Насколько обоснован вывод, что именно посох виноват в убийстве царевича?
2. Что выражает лицо царя в отношении
его поступка, его сына, всей Русской земли?
3. Насколько характерны в наше время
насилие против членов семьи, особенно слабых и маленьких, и оправдание его
своей властностью и раздражительностью?
4. Сопоставьте сцену этой картины с
концовкой трагедии «Скупой рыцарь» (тема 10, задание 2). Найдите важнейшие
общие черты и существенные отличия.
4. Рассмотрите картину «По дороге в школу». В 60-х г.г. прошлого века в некоторых штатах Сев. Америки дети из негритянских семей подвергались издевательствам расистов, не желавших допускать их в «белые» школы.
1. Опишите сцену на картине. Надпись на
нарукавных повязках: «Судебный пристав».
2. Как сложены пальцы правой руки у
пристава позади девочки-негритянки? Почему?
3. Какие принципы законности и порядка символизируют
четверо в точности одинаковых приставов, чьи лица при этом скрыты от зрителя?
5.
Прочитайте
отрывок «Рождение трагедии».
1. В какой мере справедливо суждение:
«Эта семья погибла из-за денег»?
2. В письме мы не видим никаких
безнравственных поступков автора. Почему, тем не менее, делается вывод о том,
что он виноват в трагедии семьи?
3. Попробуйте изложить эту трагедию от
имени бывшей жены предпринимателя. Додумайте недостающие детали на основании
его письма.
4. Предпоследний абзац («Если бы…» и
т.д.) рисует возможность иного развития событий; можно ли было бы в таком
случае утверждать, что трагедия потеряла остроту, или никакой трагедии вовсе не
произошло? – Обсудите.
6. Просмотрите видео-отрывок
«Память», прочитайте текст песни.
1. Опишите, в каком состоянии находится
семья рассказчика на данный момент. Как связано это с появлением гостя?
2. У рассказчика – веселая, свободная и
обеспеченная жизнь («всё в деньгах похоронил»): чем вызвана его реакция на
вопрос про «мучительный недуг»? обоснована ли она?
3. Объясните возглас: «Нет Гитлера на
вас!» – Разве может быть что-то хорошее или желательное во вражеском нашествии?
4. Объясните нравственное содержание
сцен расстрела. Кого или что символизируют вражеские солдаты? Кто или что может
защитить от них?
5. Сопоставьте этот видео-отрывок со
стихотворениями задания 4 темы 4. Объясните их связь с выводом песни: «В любом
из нас сидит война».