Ивановский областной институт развития образования
Иваново-Вознеснская епархия Русской Православной Церкви
Обратная связь

Нравственные основы семейной жизни (к оглавлению)

Тема 5. Друг для друга

Залог успеха семейной жизни, ключ к супружескому счастью – верность. Верность не только друг другу, но и взятому курсу на новую жизнь, верность своей любви. А любовь – это подвиг свободной воли. Значит, себя надо не «терять», а находить, не «ломать», а чинить в согласии с нравственными принципами. Пугало «несовместимости».

Предметы для обсуждения: Кто и что мешает счастью молодоженов? // Чем бывает недоволен муж? Чем бывает недовольна жена? // Что хорошего всегда можно сделать друг для друга? // «Ревнует – значит, любит»: верная ли это мысль?

Задания по теме:

1.      Рассмотрите портрет ученого Лавуазье с женой. Антуан-Лоран Лавуазье был гениальным мыслителем и экспериментатором; он заложил основы химии как науки. Его жена, Мари-Анна, вела лабораторные журналы, переводила научные статьи, чертила и гравировала иллюстрации. – 8 мая 1794 года Лавуазье был гильотинирован. Как заявил председатель революционного трибунала, «Республика не нуждается в ученых».

1.     Счастливы ли эти супруги? На каком основании можно судить об их счастье?

2.     Какую роль играют химические приборы и бумаги, изображенные на портрете, для знакомства с внутренней жизнью этой семьи?

3.     Какие элементы портрета передают нравственные принципы брака? Обратите внимание на позы мужа и жены, на цветовое решение их костюмов. – Обсудите.

2.      Прочитайте рассказ «О любви».

1.     Сравните высказывание Алехина о любви в первом абзаце с суждениями о ней генерала Аносова в повести «Гранатовый браслет» (тема 4, задание 2).

2.     «В любви важны вопросы личного счастья», – заявляет Алехин в самом начале; укажите, где реализуется личное счастье по ходу рассказа, и как участвует в нем Алехин.

3.     В предпоследнем абзаце Алехин пытается подвести итог всей истории. Дайте нравственную оценку тем «выводам», которые он предлагает.

4.     Попробуйте представить себе ход событий в том случае, если бы Алехин реализовал свои «выводы» в отношении Анны Алексеевны.

5.     Чем доказано заблуждение Алехина? Соответствует ли заглавие рассказа его содержанию?

3.      Прочитайте отрывок «Великая тайна».

1.     Почему «знамя феминизма» несет на себе лживый, карикатурный образ брачного союза, как об этом здесь сказано?

2.     Как раскрывается в данном отрывке тайна любви, о которой говорили Алехин и генерал Аносов?

3.     Как дополняют друг друга в браке особенности мужской и женской природы?

4.     Объясните смысл слов «аскетическая цель», «аскетический путь брака». Понятие «аскетика» нередко по ошибке связывается с безбрачием, самоистязанием, отшельничеством и т.п.

4.      Рассмотрите картину «В шалаше. Сенокос» и картину «Спор».

1.     Чем можно подтвердить (или опровергнуть), что на обеих картинах изображены супруги, а не случайные люди?

2.     Опишите состояние супругов и их брачного союза в момент, изображенный на каждой из картин.

3.     Одна из картин представляет деревенскую сцену, другая – городскую. Как связана окружающая обстановка с эмоциональным состоянием супругов? В чем причина такой связи?

4.     Можно ли допустить, что обе картины изображают одну и ту же супружескую пару в разные моменты жизни? – Обсудите.

5.      Просмотрите видео-отрывок «Ссора».

1.     Была ли причиною ссоры «несовместимость взглядов», как сказано в начале отрывка, или же у нее были иные причины?

2.     Объясните, как показанные на экране слова Альберта Эйнштейна применяются к устранению ссоры между мужем и женой.

3.     В конце отрывка на экране появляются еще три высказывания. В какой мере каждое из них было бы способно предотвратить эту ссору? – Обсудите.

6.      Прочитайте отрывки из повести «Фро».

1.     Найдите в тексте свидетельство тому, что любовь – это акт свободной воли.

2.     Как надо понимать слова старого машиниста при воспоминании о своей жене, что «мещанки хорошие женщины были»?

3.     Каким образом в учебе Фроси на курсах связи и сигнализации раскрывается ее любовь к мужу?

4.     Продиктован ли поступок Фроси её эгоизмом, или же перед нами совсем иное явление?

5.     Оцените ответ Фросиного мужа на её мистификацию. Какую роль в нем играет любовь к жене?

6.     Найдите и прочтите повесть целиком. Сопоставьте ее с повестью «Митина любовь» (тема 3, задание 3) в полном варианте.

(к оглавлению)