Ивановский областной институт развития образования
Иваново-Вознеснская епархия Русской Православной Церкви
Обратная связь

Нравственные основы семейной жизни (к оглавлению)

Тема 7. Молодые родители

Беременность: девять месяцев испытания для обоих родителей и для ребенка. Новые нравственные задачи, новая мера ответственности, новый источник любви. «Реализовать себя в детях» – значит передать им всё доброе, что имеешь, и оградить их (и освободиться самому) от всего злого. Принцип воспитания: учиться вместе с детьми. Метод воспитания: личный пример.

Предметы для обсуждения: «Мы еще слишком молоды …» // Возможно ли воспитание до появления на свет? // Доброта или злоба? Строгость или равнодушие? // Если ребенку во всём потакают… // Наказание: возмездие или обучение?

Задания по теме:

1.      Рассмотрите семейный портрет начала XIX века.

1.     Как передает художник неразрывную духовную связь детей со своими родителями?

2.     Найдите самого младшего члена семьи (девочку). Чем отличается ее облик от всех остальных? Чем можно объяснить это отличие?

3.     Счастлива ли эта семья? – Обсудите.

2.      Рассмотрите картину «Семья».

1.     Сравните душевное состояние женщины и девушки, изображенных на картине. Что у них общего, в чем разница?

2.     Каково значение цветка в руке у девушки?

3.     Картине можно дать другое название: «Открытие». Объясните почему. Какие еще варианты названия вы могли бы предложить?

4.     Кого не хватает на картине? Учтите ее фактическое название.

3.      Рассмотрите картину «Маленькая мама».

1.     Каково общее настроение картины? Чем оно поддерживается?

2.     Чем вызвана грусть девочки? Сравните с картиной «Семья» (задание 2).

3.     Каково значение дорожки на этой картине и на заднем плане картины «Семья» (задание 2)?

4.     Как надо воспринимать названии картины: как детскую игру, шутку, иронию, или же в нем содержится какой-то глубокий смысл? – Обдумайте.

4.      Прочитайте рассказ «Как я ловил человечков».

1.     Какой дефект воспитания Бори обнаруживается в самом начале рассказа?

2.     Подумайте, как бы развивались события, если бы на месте Бори оказался кто-нибудь из юных персонажей предыдущего семейного портрета (задание 1)?

3.     Проследите, как невинная фантазия материализуется и превращается в манию разрушения. – Подумайте о подобных событиях в жизни человека и целых народов.

4.     На ком лежит ответственность за гибель пароходика: на Боре или на бабушке? Как могла бы она предотвратить трагедию?

5.     Какой смысл несет этот рассказ а) для детей; б) для подростков; в) для взрослых? Кому он адресован в первую очередь? – Обдумайте и обсудите.

5.      Рассмотрите картину «Мать приемная и родная».

1.     Опишите ситуацию, изображенную на картине; обратите особое внимание на разницу социального статуса персонажей.

2.     Опишите состояние ребенка. Что говорит оно о нравственных качествах приемной и родной матери?

3.     На чьей стороне симпатия художника? – Попытайтесь обосновать ваше суждение фактическими деталями картины.

6.      Прочитайте отрывок «Дети на ёлке» и рассмотрите Петровскую икону Пресвятой Богородицы, о которой там идет речь.

1.     Как меняется отношение автора к детям на протяжение отрывка?

2.     Почему автор сначала не заметил больную девочку? Чем грозит человеку такая «обычная иллюзия зрения»?

3.     Как связаны исторические события семивековой давности с судьбой больной девочки на ёлке?

4.     Похожа ли Петровская икона на знакомые всем образы? В чем ее отличие?

5.     Какую нравственную задачу по отношении к больной девочке помогает решить Петровская икона?

(к оглавлению)