Ивановский
областной институт развития образования
Иваново-Вознеснская
епархия Русской Православной Церкви
Обратная связь
Нравственные основы семейной жизни (к оглавлению)
В материнской утробе ребенка связывает с матерью пуповина: в момент рождения пуповину перерезают. Затем его соединяет с родителями «пуповина» подчинения; в день совершеннолетия она исчезает. Чтобы не исчезла связь поколений, ее надо заранее перестроить на новых, нравственных основаниях взаимного уважения, доверия, ответственности, заботы, сострадания, любви… Забота об этом лежит на старших и на младших.
Предметы для обсуждения: Путь за порогом детства: кто принимает решения? // Что такое инфантилизм // Под одной крышей с родителями: «за» и «против» // Воспитание детей: в единодушии или в конкурентной борьбе?
Задания
по теме:
1.
Прочитайте
рассказ «Микроскоп».
1. Счастливо ли живут Андрей с женой? На
кого склонен автор возлагать вину за нелады в семье? Справедливо ли?
2. Чем продиктован необычный поступок
Андрея, на который «надо было решиться»?
3. Проследите, как меняется климат в
семье Андрея по мере его «научных изысканий». В чем причина? Как могли произойти
эти перемены без помощи микроскопа?
4. Много ли толку в «научных изысканиях»
Андрея? Ради кого фактически появляется у Андрея микроскоп? Постарайтесь разглядеть за авторской иронией
существо дела.
5. Проследите, какое место занимает в
сюжете рассказа а) образование и научное знание; б) алкоголь и пьянство; в)
гармония супружеских отношений.
2. Рассмотрите семейный
портрет начала ХХ века.
1. Какое состояние и качества души
матери и дочери сообщает этот портрет?
2. Какими средствами передается
художником связь поколений? Прочна ли эта связь? Сохранится ли она в будущем?
3. Угрожает ли девушке на портрете
инфантилизм, злокачественная зависимость от матери? Почему? – Обсудите.
3. Рассмотрите картину
«Житейская проза» и сравните ее с современной картиной «Семья».
1. Обе картины изображают семью за
обеденным столом в покое и молчании, однако нравственное состояние этих семей в
корне различно. Почему? – Обсудите.
2. Попытайтесь понять, что могло
произойти в семье, изображенной на первой картине. Чем вызвано её название?
3. Тот же вопрос по второй картине.
Какая из двух картин яснее свидетельствует о происходящих событиях, и почему?
4. Чем подчеркивается наличие или
отсутствие контакта между родителями и дочерью на первой картине?
5. На второй картине за столом пятеро
детей. В случайном ли порядке они сидят? Каково значение правила, по которому
дети занимают свои места?
6. Какой предмет частично виден справа
над столом на второй картине (обрезан рамкой)? Как связан он с нравственным
строем семьи?
4.
Посмотрите
видео-отрывок «Воробей».
1. На каком простейшем нравственном
принципе построен сюжет отрывка?
2. Подумайте, по какой причине
старик-отец разыграл со своим взрослым сыном эту сценку?
3. Какого рода изменение в душе
(покаяние) сына вызвала запись в старинном дневнике отца?
5.
Прочитайте
рассказ «Возвращение».
1. Когда происходит действие рассказа?
Дайте характеристику этой эпохи.
2. Фамилия главного героя рассказа –
Иванов; его жена – Любовь. Какой смысл несут эти имена?
3. Какой поступок Иванова вводит
читателя в рассказ? Дает ли ему автор нравственную оценку, и почему?
4. Какие нравственные качества воспитала
война в сыне Иванова? «Отец и мать поглядели друг на друга и содрогнулись от
слов сына» – почему?
5. «Что-то мешало Иванову чувствовать
радость своего возвращения всем сердцем» – что именно? Обсудите.
6. Кто, каким образом и за счет чего
спасает от гибели семью Иванова? Благодаря какому качеству самого Иванова это
стало возможным?
6.
Рассмотрите
картину «Не ждали».
1. По каким признакам можно судить, что
перед нами человек, возвратившийся из мест заключения или ссылки?
2. Опишите отношение к прибывшему всех остальных
присутствующих – жены, матери, обоих детей, служанки.
3. Объясните название картины. Нужен ли
в семье этот человек? В чем причина?
4. Опишите сходство и различие сюжетов
этой картины и предыдущего рассказа (задание 5).
5. Будет ли счастлива эта семья? От чего
это зависит?