Священник Эндрью Филлипс (Англия)
Женщина, где ты?

Странное дело: хожу по улицам и не вижу женщин. Вижу мужчин, и еще каких-то ублюдков-полумужчин, но ни одной настоящей женщины.

Почему женщины и девушки так любят подражать мужчинам? Зачем они переняли у нас все дурное, начиная от работы и кончая одеждой? Кому они думают понравиться, одетые и стриженые под мужчин? Разве что какому-нибудь блудливому мерзавцу.

Я смотрю на современных женщин и не знаю, что во мне сильнее: изумление или жалость? Страшней всего те, которые «делают карьеру»: все, что ни было благородного и прекрасного в женской душе, все они сгубили до капли. На лицах у них, опустошенных, изможденных до срока, не осталось и следов женского обаяния: ему на смену пришла фальшивка – косметика.

И зачем это уродство мужской одежды? Брюки, по-гречески «франкопанталони», то есть «штаны франков», распространились сравнительно недавно; и до сих пор большая часть мужчин на земном шаре – будь то в Африке, в Азии, в Шотландии, в Греции, или среди православного монашества и духовенства – носит одежду традиционного покроя. Почему современная женщина должна подражать глупости современного мужчины? Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, то наказанием Адаму – то есть следствием его греха – стало добывать пропитание. А теперь и женщина рвется туда же. Зачем? неужели не достаточно скорбей деторождения и всей жизни?

Отказавшись от своего традиционного места жены и матери в христианской семье, женщина лишилась былой власти над мужчиной. Прежде (да и сейчас еще кое-где, слава Богу) жена была царицей в своем доме, а муж – послушным подданным, добросовестно приносившим ей заработок на ведение хозяйства. Женщина, что ты потеряла! Без малого две тысячи лет ты была свободна, в отличие от рабства женщин языческого мира (и от сегодняшнего рабства, как на Востоке, так и на «пост-христианском» Западе), ты растила и воспитывала детей христианами, ты направляла мужчину на верный путь во всех его делах, и мир держался равновесием мужского и женского влияния. Ты вдохновляла мужа на благородство, на жертву собой ради других, ради семьи и нации в целом; ты укрощала его дикие страсти, – одним словом, ты делала из него человека и вела к спасению.

А что же теперь? Ты стала карикатурой на худшее, что есть в мужчине; ты утратила власть в семье, ты наказываешь себя наемным трудом, ты толкаешь слабого мужчину на развод, – ты убиваешь в себе женственность и материнство, самое свое существо. Ты заживо хоронишь свою душу под идиотской личиной «современной женщины», которой недаром требуют от тебя мужчины: им позарез нужна дешевая рабочая сила для ими же изобретенной индустриальной системы. И это новое рабство они, конечно же, называют «равноправием»... Вот так, друзья мои, женщина потеряла свое превосходство над мужчиной. Ведь и по самой природе своей женщина выше мужчины, в чем мы непрестанно убеждаемся, вспоминая Пресвятую Богородицу.

Ну, а мужчина? Лишившись своей Богом данной помощницы и матери его детей, лишившись ее светлого, вдохновляющего примера и безошибочного компаса ее сердца среди паутины собственных формальных рассуждений, он погиб. Слова муж и жена уже давно потеряли смысл, их мало кто употребляет: сейчас принято говорить о партнерах, как на скотном дворе. Неудивительно, что от мужчины осталось одно тупое, пошлое и грубое скотство.

Где любовь? Где улыбки и радость? Где детский смех? Где общество? Где цивилизация? Женщина, приди в себя, приди в чувство, – и ты, быть может, еще спасешь этот мир, спасешь человечество, день ото дня все глубже уходящее в пучину.