Брак и безбрачие

(Из книги «Мужчина и женщина»)


Мне уже 30 лет, но я до сих пор не замужем… За мои грехи, наверное, Бог не дает мне счастья. Что мне делать, как мне выйти замуж? Мне кажется, что я в каких-то цепях и ничего не могу сделать. Помогите!


Интересно: по какой причине вы столь смело ставите знак равенства между счастьем и замужеством?? Любой опытный человек, скажет вам:

Бывает много счастья в браке, бывает много счастья и в безбрачии; бывает много горя в безбрачии, бывает много горя и в браке…

Кто бывал на Кавказе, в Карачаево-Черкессии, у того в душе остается неизгладимый образ: над буйной щедростью красок и форм горного ландшафта – над всеми хребтами, пиками, ледниками, перевалами, осыпями и моренами, над ущельями, реками и озерами, лесами всех видов и скалами всех пород, над землей и водой, словно надо всем миром, – уходят в синеву сияющие белоснежные склоны. Это Эльбрус.

Издали Эльбрус видится единым монолитом, но вблизи заметно, что у горы две вершины. Обе ведут в небо, но одна повыше, а другая пониже. На обе сразу подняться невозможно: в некоторой точке надо сделать выбор – куда идти. Если будешь топтаться в сомнениях и нерешительности, не попадешь ни туда, ни сюда, так и останешься внизу.

Великолепная громада Эльбруса с отменной ясностью показывает нам наши земные судьбы. Вначале мы все вместе движемся вверх, преодолевая собственную слабость и сопротивление, но наступает момент, когда наши пути расходятся. Кто-то держит путь на Восточную вершину, кто-то – на Западную: кто-то выбирает брак и семью, кто-то – безбрачие. Для одних этот жизненно важный выбор очевиден с молодых лет в силу их физического и эмоционального устроения, а для других становится итогом многолетних мучительных поисков.

Бог дал людям два жизненных пути: брак и безбрачие. Оба могут (и должны) вести к Небу; но оба (к сожалению) нередко ведут в обратном направлении – за что люди должны винить только себя. Какой путь избрать? Где ближе Небо, где больше счастья?

Понятно, что у каждого свой путь… Но вы должны знать, что Священное Писание и весь христианский образ мысли и жизни свидетельствуют с полной определенностью о превосходстве безбрачия. Ни в коем случае нельзя говорить о какой-либо «ущербности» или «нечистоте» супружеских отношения (Гангрский собор в IV веке наложил проклятие на тех, кто унижает и хулит брак) – но и нельзя забывать, что святыня безбрачия выше святыни брака.

Всем вам отлично известно, что начиная с определенного возраста, большинство юношей и девушек начинают проявлять интерес друг ко другу. Большинство, но не все. Не так уж мало тех, кому претят вечеринки и дискотеки, кто равнодушен к возбужденному обмену новостями, «кто с кем» и «кто за кем», кому бывает неловко и неприятно от заостренного внимания представителей (представительниц) противоположного пола к их персонам… Как важно, чтобы они с самого начала осознавали себя вполне нормальными: не поддавались на глупые намеки сверстников, на неразумное давление старших, но ясно видели перед собою возможность счастливой, нравственно чистой и полноценной жизни в безбрачии.

Есть и другая сторона вопроса, не в нравственных принципах и не в личных качествах человека, но в общественном устройстве. В наше время незамужняя женщина – видимо, впервые за всю историю человечества – ни в чем не имеют недостатка перед мужчиной: ни в реальных гражданских и политических правах, ни в возможностях заработка, ни в государстве и обществе. Принято приводить примеры женщин – знаменитых политических и гражданских деятелей, выдающихся предпринимателей, талантливых поэтов, писателей, художников и композиторов и т.п.; всё это прекрасно, но еще важнее, что самые обычные женщины – такие, как мы с вами – сегодня ничем не уступают мужчинам, независимо от того, замужем они или нет. И если незамужняя женщина чувствует в себе запас материнской любви и энергии, – что ей мешает усыновить двоих-троих детей? Вспомните мудрую пословицу: «Не та мать, что родила, а та, что вскормила».

А между тем еще сравнительно недавно женщина, не вступившая в брак, была «существом второго сорта», не имела возможности материально содержать себя и свою семью. С тех пор в наследство нам остался печальный предрассудок: женщина смотрит на себя как на некий придаток к мужчине. Живет с одной мыслью: «Кто меня возьмет замуж?...»

С этим предрассудком надо расстаться навсегда: утвердить свое высочайшее женское достоинство. Будете ли вы чьей-то женой, или нет – вопрос хоть и важный, но второстепенный: может быть да, а может быть и нет. А вот стать, быть и остаться человеком, дочерью Творца, достойно несущей Его образ – первостепенный.

Теперь пару слов о ваших грехах, коль скоро вы о них упомянули… Нет человека без греха – но и нет греха непрощаемого, если человек ищет прощения и добивается избавления от греха. Господь ни на ком не вымещает зла, ни с кем не сводит счетов: Он любит нас и жертвует Собой ради нашего спасения, предоставляет нам именно то, что необходимо и благотворно для каждого из нас. Каждому свое…

Вот замечательная притча. Прилетели марсиане и спрятались в кабинете у врача. Входит первый пациент. Врач его осматривает и говорит:

Вам бесплатная путевка в санаторий; прекрасные условия, как в раю...

Входит второй. Осмотр, и...

Готовьте инструменты! Немедленно в операционную. Будем резать.

Ну, – думают марсиане, – что за фрукт этот врач! Какая уж тут справедливость... Первый, видно, его как следует задобрил, а второй ничего не дал, вот он и отыгрывается по полной программе!

Того не понимают, и понять в принципе не могут, что у первого туберкулез, а у второго аппендицит, и врач дает обоим именно то, что каждому из них необходимо.

Мы, как пациенты того врача, все разные: нет двух одинаковых людей, каждый – неповторимая, неисчерпаемая личность. Тем человек и отличается от всех прочих созданий: у каждого – свой, особенный жизненный путь, о каждом – своя, особенная забота Творца, хоть мы (как и в медицине!) далеко не всегда и не сразу способны понять логику происходящих с нами событий.

Так что «цепи», о которых вы пишете, в самом деле существуют. Это цепи невежества, суеверий и предрассудков, цепи порабощения свободной души чужой недоброй воле. Помните: мы с вами рабы Божии, – а значит, более ничьи.