В поисках «второй половины»
(Из книги «Мужчина и женщина»)
– Часто говорят, что успешный брак – это найти свою «вторую половину». Для каждого человека Бог создал недостающую половину. Люди ходят по свету, ищут свою половину. Если найдут – можно жениться, выходить замуж. А если это не твоя половина – значит, брак будет неудачный, несчастливый… Красивая идея!
– Насколько красивая – увидим ниже, а пока посмотрим, верная ли? Когда заходит речь о серьезных идеях, всегда старайтесь для начала разобраться, откуда она пошла, кто ее автор, в какой связи стоит она с основными нравственными принципами.
Я убежден (а вы попробуйте проверить и поправить меня), что если вы расспросите ваших друзей, тех, кто увлекается мыслями о «второй половине», то не меньше половины с энтузиазмом подтвердят вам: да, разумеется, это глубоко христианский образ, и Сам Христос в точности так проповедовал и учил.
Ну, а на самом деле, конечно же, в Св. Писании, ни в Ветхом Завете, ни тем менее в Новом, об этом нет ни слова. Идея «второй половины» принадлежит Платону, которого хоть и весьма уважают как философа и писателя, но среди нравственных авторитетов он ни в коей мере не числится.
Теперь поговорим про саму идею о двух половинках. Платон воплотил ее в своем знаменитом диалоге «Пир», в легенде об Андрогине, которую он вложил в уста известного комедиографа Аристофана:
«…Нужно прежде всего осведомиться вам о человеческой природе и о свойственных ей страстях. Исконная наша природа была не таковою, какою она является теперь, а иною: сначала было три пола людей, а не два, как теперь, – мужской и женский; к ним присоединялся еще третий пол, общий им обоим. От него осталось теперь только имя, сам же он исчез. Тогда существовало еще особое существо, Андрогин. Этот пол, и по виду и по имени, был общий полу мужскому и женскому; теперь этого пола не существует, имя его употребляется в бранном смысле. Далее – общий вид каждого человека был округленный: человек имел круглую спину и бока, у него было четыре руки, четыре ноги, два лица…»
Впоследствии с такими двухспинными, четверорукими и четвероногими чудищами происходят разные неприятности, и…
«…Зевс рассек людей пополам, подобно тому, как рассекают рябину, собираясь ее солить, или как разрезывают волосом яйцо. У всякого человека, которого Зевс рассекал, Аполлон должен был переворачивать лицо и половину шеи в сторону разреза, чтобы, смотря на него, человек стал смирнее… Когда человеческий организм был рассечен пополам, каждая половина его, вожделея другой половины, стала сходиться с ней…»
Вот вам и поиски своей половины. Кстати сказать, пополам были рассечены не только андрогины, но и «обычные» мужчины, и женщины, которые тоже имели по два лица, четыре руки и ноги, и которые в точности так же устремились к своим отсеченным половинам… Надеюсь, дальше можно не продолжать: иначе как прямой непотребщиной эту картинку назвать никак не удается.
Но что поделаешь! Каковы бы ни были ее истинное происхождение и первоначальный смысл, идея «второй половины» глубоко укоренилась в головах и сердцах наших не слишком осведомленных и не слишком разборчивых современников. И мы с вами сейчас поступим так же, как искони поступала христианская Церковь: преобразуем и переосмыслим старинное языческое наследие, чтобы сообщить ему новое содержание, чтобы включить его в орбиту нашего мировоззрения. В данном случае это оказывается совсем не сложным.
– Да! – ответим мы, – брак в самом деле можно уподобить поиску второй половины. Ведь в браке мужчина и женщина, две отдельных, независимых личности, соединяются воедино, теряют свою отдельность и независимость, и возникает принципиально новое существо – семья.
Кто же может составить такую пару? Очевидно, что люди не всегда годятся друг другу в мужья и жены. Но вспомните, что мы наделены даром свободной воли, и всякая предопределенность, неизбежность, «судьба» (в примитивном понимании) чужда христианству. Понятие судьбы надо отличать от обыденного (а вернее сказать, языческого или оккультного, которое некоторые люди по неразумию принимают за нечто естественное). Никакие «силы» никуда нас не тащат: мы свободны в своем выборе. Но состав нашего выбора, спектр наших возможностей, дороги, которые мы выбираем – это и есть наша судьба. И она действительно у каждого своя, и каждый отвечает за свой выбор, за верное направление выбранного пути.
И брак – если мы решили вступить в брак – это важнейший этап нашей судьбы. В браке в самом деле встречаются и соединяются две половины, но это качество – быть друг для друга мужем и женой – никто в нас изначально не вкладывает: это было бы насилием над нашей свободой. Мы сами, при помощи от Господа, в терпении, смирении и любви вырабатываем в себе супружество.
Ищут друг друга не две половины жуткого монстра, разрезанного некогда на части баснословным Зевсом (а потом, наскучив друг другу и сославшись на «несовместимость», расходятся для дальнейших поисков); но ищут друг друга двое бесценных Божиих созданий, способных в браке стать двумя половинами единого нераздельного целого.